Школяров по осени считают

5 минут

Детские сады вот-вот начнут выпускать воспитанников подготовительных групп, вручая на память буквари, пеналы и мешки для сменки. Ведь уже 1 сентября ребята сядут за парты.

Но всем ли детям пора в школу?

Алина СИНАЛИЦКАЯ

28-15.jpg

Закон «Об образовании» (№273-ФЗ от 29.12.2012) устанавливает, что в России принимать детей в школу следует с 6 лет и 6 месяцев (ст. 67).

Но если родители хотят, а здоровье ребёнка позволяет, можно и раньше. Нужно только получить разрешение в комитете по образованию. (Заявление и медсправку подают в МФЦ: пл. Победы, 1, тел. 31-10-31).

Но самое главное понять: готов ли ребёнок к учёбе? Ведь если поторопиться, будет трудно всем — малышу, родителям, учителям.

Их ждёт школа

Требований к первоклашке хватает.

Он должен называть фамилию, имя и отчество, адрес, день рождения, город и страну.

Должен уметь рассказать о семье (кого как зовут, кто где работает, как проводят время) и иметь представление о мире (времена года, месяцы, дни недели и т.д., погодные явления, животные и т.п.)

Кроме того, знать буквы и цифры, читать по слогам, считать до 10 и обратно, разбираться в геометрических фигурах и понятиях «больше-меньше», «право-лево» и прочее.

Обобщать, находить сходство и отличие, причину и следствие, выделять главное.

Запоминать (наборы предметов, картинок, слов). Управлять своим вниманием и поведением, самостоятельно проводить время, строить взаимоотношения с детьми и взрослыми.

А ещё читать стихи, составлять рассказ по картинкам, управляться с ножницами и клеем, закрашивать, заштриховывать, перерисовывать…

Нужно ли уже читать?

Умения читать, писать и считать не гарантируют хорошую учёбу в школе.

Её гарантируют любознательность, развитая логика, память, внимание, эмоциональное равновесие.

Это и нужно тренировать.

Игры-тесты для ребёнка

Чтобы определить готовность ребёнка к учёбе, можно пройти пару общедоступных тестов. Вот несколько примеров.

Есть ли желание учиться?

На вопрос: «Ты хочешь в школу?» ребёнок должен отвечать «да». И не потому, что за это купят барби или робота.

Расскажите сказку, в которой персонажи объясняют, почему ходят в школу. Варианты:

Ёжик: «Меня заставляет мама».

Медвежонок: «А мне нравится учиться, узнавать новое».

Лисёнок: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть».

Мышонок: «А я хочу быть большим. В школе я чувствую себя взрослым».

Бобёр: «В школе учат. Если выучишься, можешь стать кем захочешь».

Волк: «Я хожу в школу, потому что получаю там «пятёрки».

Поинтересуйтесь: какой ответ кажется ребёнку правильным.

Может ли подчиняться требованиям и контролировать себя?

Поиграйте в «да» и «нет» не говорить, «чёрное» и «белое» не называть». Задавайте вопросы, а ребёнок должен отвечать, не используя эти запрещённые слова.

Развита ли речь?

Попросите пересказать рассказ (6–7 предложений).

Проверьте фонематический слух (правильно ли слышит и различает звуки), играя в «Назови лишнее слово». Не слишком быстро повторяйте слово «коса», то и дело вставляя похожее — роса, коза, оса. Если замечает их — всё в порядке.

Логика и мышление.

Пусть закончит предложения: «Если выйдешь на улицу в дождь без зонта, то…», «Если уронишь на ногу тяжёлое, то...».

Игра «Четвёртый лишний» помогает определить лишнее в наборах: батон — яблоко — груша - банан; сыр — масло — сковорода - котлета и т.д.

А игра «Моя пара» помогает вычленить нужное. Назовите три слова, два из которых — пара. Пару для третьего называет ребёнок.

Пример: день - ночь, лето - …, девочка — платье, мальчик - … .

Главное - здоровье

У медиков свои советы.

Гигиена. Обучить мыть руки и т. д. Это оградит от инфекций.

Питание. Овощам и фруктам — да. Витаминам А, Е, РР, F и С — тоже (помидоры, морковь, чёрная смородина, шиповник, лимон, клюква), как и кальцию (творог, сыр, кунжут). Плюс кисломолочные продукты. И, конечно, лук и чеснок…

А всё, что шуршит и шипит, — убрать.

Зарядка избавит от сонливости и вялости: махи руками, круговые движения и наклоны туловища, ходьба на месте, приседания.

А если дыхательная гимнастика — отлично! (Упражнение «Птица». Ребёнок стоит. Ноги вместе, руки вдоль туловища. На счёт «раз» поднимает руки через стороны вверх и вдох. На счёт «два» задерживает дыхание. На счёт «три» медленно опускает руки через стороны и выдох на протяжном звуке. Делать 2 раза.)

Режим. На воздухе проводить 2-3 часа. Засыпать не позже 22 часов. Спать 9-10 часов.

Психологический комфорт. Говорить о его интересах, друзьях. Не критиковать. Поощрять успехи и укреплять уверенность в своих силах.

И, безусловно, профилактика вирусных респираторных заболеваний.

Наши ошибки

Не следует настраивать, что в школе будет тяжело. Ребёнок должен понимать, что, да, потрудиться придётся. Но для своего же блага. Лучше говорить ему, что ходить в школу - это круто и важно.

Не надо настраивать на получение оценок: в первом классе их не ставят. Правильно спрашивать не «Что получил?», а «Что ты сегодня узнал?»

Не натаскивайте заранее по учебникам. Ребёнок будет скучать на уроках.

Привыкаем к школе

Если ребёнок ходит на подготовительные курсы, он уже знаком со школой и учителями.

Если нет, то погуляйте возле школы, расскажите, что дети там делают, как им интересно, чему там могут научить. И побольше личных позитивных воспоминаний.

Готовьте место для уроков и покупайте форму, ранец, тетради и т. д. вместе с первоклассником, учитывая его мнение.

А потом сходите на аттракционы или в кафе. Пусть школа ассоциируется с радостью.

Разработано в АЛЬФА Системс