Детские сады вот-вот начнут выпускать воспитанников подготовительных групп, вручая на память буквари, пеналы и мешки для сменки. Ведь уже 1 сентября ребята сядут за парты.
Но всем ли детям пора в школу?
Алина СИНАЛИЦКАЯ
Закон «Об образовании» (№273-ФЗ от 29.12.2012) устанавливает, что в России принимать детей в школу следует с 6 лет и 6 месяцев (ст. 67).
Но если родители хотят, а здоровье ребёнка позволяет, можно и раньше. Нужно только получить разрешение в комитете по образованию. (Заявление и медсправку подают в МФЦ: пл. Победы, 1, тел. 31-10-31).
Но самое главное понять: готов ли ребёнок к учёбе? Ведь если поторопиться, будет трудно всем — малышу, родителям, учителям.
Их ждёт школа
Требований к первоклашке хватает.
Он должен называть фамилию, имя и отчество, адрес, день рождения, город и страну.
Должен уметь рассказать о семье (кого как зовут, кто где работает, как проводят время) и иметь представление о мире (времена года, месяцы, дни недели и т.д., погодные явления, животные и т.п.)
Кроме того, знать буквы и цифры, читать по слогам, считать до 10 и обратно, разбираться в геометрических фигурах и понятиях «больше-меньше», «право-лево» и прочее.
Обобщать, находить сходство и отличие, причину и следствие, выделять главное.
Запоминать (наборы предметов, картинок, слов). Управлять своим вниманием и поведением, самостоятельно проводить время, строить взаимоотношения с детьми и взрослыми.
А ещё читать стихи, составлять рассказ по картинкам, управляться с ножницами и клеем, закрашивать, заштриховывать, перерисовывать…
Нужно ли уже читать?
Умения читать, писать и считать не гарантируют хорошую учёбу в школе.
Её гарантируют любознательность, развитая логика, память, внимание, эмоциональное равновесие.
Это и нужно тренировать.
Игры-тесты для ребёнка
Чтобы определить готовность ребёнка к учёбе, можно пройти пару общедоступных тестов. Вот несколько примеров.
Есть ли желание учиться?
На вопрос: «Ты хочешь в школу?» ребёнок должен отвечать «да». И не потому, что за это купят барби или робота.
Расскажите сказку, в которой персонажи объясняют, почему ходят в школу. Варианты:
Ёжик: «Меня заставляет мама».
Медвежонок: «А мне нравится учиться, узнавать новое».
Лисёнок: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть».
Мышонок: «А я хочу быть большим. В школе я чувствую себя взрослым».
Бобёр: «В школе учат. Если выучишься, можешь стать кем захочешь».
Волк: «Я хожу в школу, потому что получаю там «пятёрки».
Поинтересуйтесь: какой ответ кажется ребёнку правильным.
Может ли подчиняться требованиям и контролировать себя?
Поиграйте в «да» и «нет» не говорить, «чёрное» и «белое» не называть». Задавайте вопросы, а ребёнок должен отвечать, не используя эти запрещённые слова.
Развита ли речь?
Попросите пересказать рассказ (6–7 предложений).
Проверьте фонематический слух (правильно ли слышит и различает звуки), играя в «Назови лишнее слово». Не слишком быстро повторяйте слово «коса», то и дело вставляя похожее — роса, коза, оса. Если замечает их — всё в порядке.
Логика и мышление.
Пусть закончит предложения: «Если выйдешь на улицу в дождь без зонта, то…», «Если уронишь на ногу тяжёлое, то...».
Игра «Четвёртый лишний» помогает определить лишнее в наборах: батон — яблоко — груша - банан; сыр — масло — сковорода - котлета и т.д.
А игра «Моя пара» помогает вычленить нужное. Назовите три слова, два из которых — пара. Пару для третьего называет ребёнок.
Пример: день - ночь, лето - …, девочка — платье, мальчик - … .
Главное - здоровье
У медиков свои советы.
Гигиена. Обучить мыть руки и т. д. Это оградит от инфекций.
Питание. Овощам и фруктам — да. Витаминам А, Е, РР, F и С — тоже (помидоры, морковь, чёрная смородина, шиповник, лимон, клюква), как и кальцию (творог, сыр, кунжут). Плюс кисломолочные продукты. И, конечно, лук и чеснок…
А всё, что шуршит и шипит, — убрать.
Зарядка избавит от сонливости и вялости: махи руками, круговые движения и наклоны туловища, ходьба на месте, приседания.
А если дыхательная гимнастика — отлично! (Упражнение «Птица». Ребёнок стоит. Ноги вместе, руки вдоль туловища. На счёт «раз» поднимает руки через стороны вверх и вдох. На счёт «два» задерживает дыхание. На счёт «три» медленно опускает руки через стороны и выдох на протяжном звуке. Делать 2 раза.)
Режим. На воздухе проводить 2-3 часа. Засыпать не позже 22 часов. Спать 9-10 часов.
Психологический комфорт. Говорить о его интересах, друзьях. Не критиковать. Поощрять успехи и укреплять уверенность в своих силах.
И, безусловно, профилактика вирусных респираторных заболеваний.
Наши ошибки
Не следует настраивать, что в школе будет тяжело. Ребёнок должен понимать, что, да, потрудиться придётся. Но для своего же блага. Лучше говорить ему, что ходить в школу - это круто и важно.
Не надо настраивать на получение оценок: в первом классе их не ставят. Правильно спрашивать не «Что получил?», а «Что ты сегодня узнал?»
Не натаскивайте заранее по учебникам. Ребёнок будет скучать на уроках.
Привыкаем к школе
Если ребёнок ходит на подготовительные курсы, он уже знаком со школой и учителями.
Если нет, то погуляйте возле школы, расскажите, что дети там делают, как им интересно, чему там могут научить. И побольше личных позитивных воспоминаний.
Готовьте место для уроков и покупайте форму, ранец, тетради и т. д. вместе с первоклассником, учитывая его мнение.
А потом сходите на аттракционы или в кафе. Пусть школа ассоциируется с радостью.