Галина ЛОГАЧЁВА
Этот крошечный посёлочек, расположенный справа от трассы Багратионовск-Калининград, в начале февраля 1807 года стал основной ареной боевых действий между армией Наполеона и русско-прусскими войсками. А в господском доме посёлка (он сохранился) находилась главная ставка Леонтия Беннигсена — главнокомандующего русской армией.
По-сельски просто
В деревеньку, которая до войны называлась Ауклаппен (Auklappen), с автомобильной трассы ведёт узкая дорога, обсаженная по бокам деревьями, ставшими со временем вековыми.
Усадебный дом найти легко — он один здесь такой. Два этажа, интересная архитектура, подоконники выложены красивой тёмно-синей глазурованной плиткой.
Мы опустим подробности его современного состояния (они очень удручают), но по-прежнему на первом этаже, в одной из его частей, живут люди. Перед торцевой стеной даже разбили небольшой огородик.
К дому примыкает разросшийся полудикий сад, одержимый сейчас безумным цветением. В его недрах обитает множество птиц, голоса которых разносятся далеко по округе.
Иду по единственной дорожке, грунтовой. Наслаждаюсь этим концертом и думаю, что для птиц тут, видимо, рай.
Напротив господского дома просматривается озерцо, чуть далее синеет ещё одно. Оба заросли сорной травой и растительностью. Однако, скорее всего, вода в них чистая, поскольку развелось там много лягушек.
Их присутствие выдаёт старательный хор, каждый участник которого стремится «переквакать» всех. Как только я оказываюсь в зоне видимости лягушек, они прекращают свои состязания. Но стоит только замереть, так какой-нибудь смельчак обязательно затягивает свою «песню» и её подхватывают ещё несколько голосов…
Я приближаюсь к одному из домов. На его воротах написано: «Не входить! Во дворе злая собака» (к слову, в Малом Озёрном всего пять жилых домов, включая господский). И ко мне робко подходят две пугливые собаки. У них почему-то очень несчастный вид. Обнюхав мою сумку, они отходят и наблюдают за мной, устроившись на пригорочке.
Кстати, напротив господского дома находится стенд, где можно почерпнуть знания о ходе сражения под Прейсиш-Эйлау (Багратионовском), о военачальниках и их действиях, увидеть схему нападений и отступлений армий, почитать воспоминания современников.
Пётр Багратион и Денис Давыдов
Итак, в феврале 1807 года, во время сражения при Прейсиш-Эйлау, в Ауклаппене размещалась ставка русско-прусской армии во главе с Беннигсеном.
Место выбрали не случайно. Из окон господского дома открывался прекрасный вид на все точки, которые во время сражения становились зоной развёртывания и маневрирования как русской, так и французской армий. А также на Креговскую высоту, ставшую в конце этой бойни (по выражению Наполеона) позицией французской артиллерии.
Адъютант Петра Багратиона, будущий поэт и организатор партизанского движения Денис Давыдов вспоминал: «Среди бури ядер и лопающихся гранат, посреди упавших и падающих лошадей и людей, окружённый сумятицею боя и облаками дыма, возвышался огромный Беннигсен, как знамя чести. К нему и от него носились адъютанты; известия и повеления сменялись известиями и повелениями; скачка была беспрерывная, деятельность неутомимая...».
На 8 февраля посёлок оказался в центре борьбы между войсками маршала Даву и резервом русской армии.
В итоге русским войскам пришлось оставить эту ставку. Деревня оказалась в руках французов, но ненадолго. Русские подожгли здания, вынудив наполеоновских солдат её покинуть.
Что же касается самого Дениса Давыдова, то в сражении при Прейсиш-Эйлау он находился при Багратионе, который появлялся со своим адъютантом на самых опасных и ответственных участках.
Один бой, по мнению Багратиона, русские выиграли только благодаря Давыдову. Он в одиночку бросился на отряд французских уланов и те, преследуя его, отвлеклись и упустили момент появления русских гусаров.
За этот бой Денис получил орден Святого Владимира IV степени, бурку от Багратиона и трофейную лошадь. Храбрость Дениса Давыдова в кампании 1807 года была отмечена золотым Прейсиш-Эйлауским крестом, орденом святой Анны 2-го класса, золотой саблей с надписью «За храбрость» и прусским орденом «За достоинство».
Но вернёмся к господскому дому. В 1905 году его перестроили.
Однако и перестроенный он мог бы стать одной из важных достопримечательностей нашего региона. Точкой притяжения туристов. И как бы первый шаг к тому уже сделан.
Постановлением Правительства Калининградской области от 23 марта 2007 года №132 этот усадебный дом получил статус объекта культурного наследия регионального значения.