Галина ЧЕРНЫШЁВА
Вечером 1759 года, накануне Рождества Христова, Эмма упросила родителей взять с собой на ночную ярмарку и себя и Карла, которого их семья приютила несколько месяцев назад.
Эта особенная ярмарка начиналась в Кёнигсберге с вечера перед светлым Рождеством и продолжалась целую неделю. Самым интересным и завораживающим в ней было то, что торговали там исключительно по вечерам и ночам, при огнях. Всю небольшую площадь в Альтштадте уставляли лавочками с разными товарами и освещали свечами и фонарями.
- Проси конфеты, - поучала Карла Эмма. – Я тоже буду просить. И тогда мы с тобой попробуем разных, а не только каких-то одних.
Девятилетний Карл с восторгом и, одновременно, с робостью собирался на этот праздник: с замиранием сердца одевал шапку, шерстяные носки, башмачки, рукавички и пальтишко. Наконец вышли на улицу.

Ух, как там было свежо и чудно! На небе ярко светят звёзды, под ногами поскрипывает снежок. Весёлые альтштадтцы с детьми группками двигаются к площади. И чем ближе к ней, тем больше на улицах народу.
У первой же лавки первого ряда Эмма и Карл замерли от восторга: блеск огней, отпрыгивающих от медных и оловянных чайничков, кружек, ложек, ложечек, половников, кастрюлек и лампад, расставленных по всем полкам и развешенных по стенам, просто очаровывал.
- Пойдём, - засмеялась мама, и обняла Эмму за плечи, - впереди ещё много чего интересного. – А Эммин папа взял за руку Карла и так они пошли гулять вдоль рядов.
От гор конфет на прилавках, разнообразных игрушек было просто не оторваться. Эмма чуть ли не у каждой палатки останавливалась и требовала что-нибудь купить. И ей покупали. И леденцы в виде шариков и звёздочек, и куколок покупали - всяких, даже с приклеенными к голове волосами. Карлу же хотелось солдатиков, которых можно было расставлять на полу, но он не смел просить.
Когда Эмма остановилась возле очередной лавки, разглядывая пушистого игрушечного котёнка, на глаза мальчику попался маленький челнок с маленькими вёслами.
- На, подержи, - протянул ему лодочку продавец. Карл умоляюще посмотрел на Эмминого папу, дядю Курта.
- Тебе она нравится? – спросил дядя Курт, доставая кошелёк. – Хорошо, бери, она твоя!
Это было самое драгоценное приобретение, о котором Карл и мечтать не мог. Он обязательно сохранит его и потом привезёт к себе домой, в маленький рыбацкий посёлок Циммербуде (ныне Светлый, - прим. авт.). Туда, где он родился и где живут его мама и две младшие сестрёнки.
Как они там? Здесь, в Кёнигсберге, Карл ест не только мясо, но даже конфеты, а у них, возможно, нет и хлеба с отрубями. От такой мысли у мальчика навернулись слёзы.
Он мгновенно вспомнил тот ночной шторм на заливе и промозглый дождь, когда год назад вышли они с матерью и другими женщинами на берег с факелами, чтобы указать своим мужчинам-рыбакам путь к причалу.
Ветер пронизывал до костей, превращая ждущих на берегу в сосульки, но никто не уходил. И к рассвету стали появляться в дали и причаливать первые челны.
- Мужайся, Магда! – помнится, молвил один вылезший из лодки рыбак, чуть ли не падавший с ног от усталости, обращаясь к матери Карла. – На моих глазах перевернулся челнок твоего мужа. Нет больше его в живых…
… В ту ночь посёлок не досчитался ещё двух своих рыбаков.
- У замка зажгли иллюминацию! – Прервал воспоминания Карла пробежавший мимо мальчик.
- Посмотрим, посмотрим. – С удовольствием промолвил папа Эммы и всё его семейство вместе с Карлом направилось в сторону замковой площади.
А там народ буквально облепил решётку ворот замкового двора и сами ворота, увешенные тысячами маленьких плоских лампад из жести. Горящими плошками усеяны были и все каменные столбы решётки, а на верхушках этих столбов возвышались хрустальные шары, наполненные разноцветными подкрашенными водами.
Эмма и Карл не могли налюбоваться на эти шары, которые казались большими драгоценными круглыми камнями из-за того, что позади шаров поставлены были жестяные плошечки с горящим маслом.
- Дети! Пойдёмте домой! Там вас ждут ваши любимые маленькие колбаски с кардамоном! – Позвала наконец Эмму и Карла мама, которая уже озябла и жаждала погреть руки и ноги у уютного камина.
Карл нащупал в кармане и погладил своё сокровище – лодочку с маленькими вёслами. Да, надо возвращаться, чтобы хорошенько рассмотреть её.
… Утром, когда мама Эммы зашла в комнатку Карла, чтобы положить на край его кроватки кулёк с конфетами, на его подушке лежала лодочка, а рядом с ней – парус из фантика – чтобы челнок мог быстрее возвращаться из плавания домой…
Иллюстрация Людмилы Рябошапка