Улица Киевская

5 минут

О том, почему кёнигсбержцы жгли свои дома, а артиллеристы тащили пушку на вокзал, о горьких днях сирот и пленных, а также о подвиге сапёра и возрождённом храме читайте в нашей новой экскурсии

Юлия ЯГНЕШКО

Эта улица знакома всем переселенцам, которые прибыли в Калининград в конце 1940-х: Южный вокзал долго стоял разрушенным и пассажиров выгружали на сортировочной (съезд с Киевской).

Вот так же зимой 1946-го там сошла с поезда и Тамара Алёшина (по мужу Самоварова). После демобилизации фронтовую медсестру направили сюда организовывать железнодорожную больницу. Поселили тут же - в вагоне под мостом.

27-_27.jpg

Название «Киевская» улица получила только в 1960-х. Дело в том, что в неё вошли четыре кёнигсбергские улицы: от вокзала до Трамвайных переулков - Диршауэрштрассе, от моста до кинотеатра — Понарт-штрассе, кусочек на пересечении со Школьной — Зеллерштрассе, а далее — Бранденбургерштрассе.

Поэтому переименовывали магистраль кусками. Изначально Киевской назвали часть за кинотеатром, а отрезки до неё на старых картах именуются «Моховая» и «Пассажирская» (потом объединили в «Корабельная»), «Оружейная» и «Подгорная».

Не пивом единым

В Кёнигсберге этот район назывался «Понарт». Ещё ранее так именовалось поселение пруссов (переводят как «селение за углом»).

В начале 20 века Понарт представлял собой промзону - с железнодорожными мастерскими, пивоварней, скотобойней. Жилую его часть застроили после Первой мировой однотипными 2-3-этажными домами, часть из которых сохранилась и на Киевской.

Понартцы оставили важный след в истории. И не маркой пива, а большой жертвой. В 1520 году шла война с поляками. Враг подходил к городу, и люди сожгли свои дома, чтобы создать «мёртвую» зону на его пути.

В конце концов Кёнигсбергу тогда помогли датчане. Поляки отступили, а их король Сигизмунд согласился на существование герцогства Пруссия.

Прикрываясь паровозами

Прогулку по улице начнём с Южного вокзала. Здание построено в конце 19 века. Немцы называли его Hauptbahnhof - Главный вокзал.

В дни штурма Кёнигсберга сооружению сильно досталось. Сначала по скоплению техники била авиация, а потом вокзал оказался на пути наступления 11-й гвардейской армии.

...Советские солдаты, среди которых был и Иван Максимович Рожин, подошли к вокзалу 7 апреля. Взять его с ходу не смогли. Первая атака захлебнулась, как и последующие. Преодолеть заграждение из паровозов, которые гитлеровцы поставили в две линии и сцепили, было трудно. Тем более что из-за них шёл шквальный огонь по нашей пехоте.

Наконец, подоспела стрелковая рота. Немцев забросали гранатами, а потом артиллеристы втащили в туннель вокзала пушку и под её прикрытием наши бойцы пошли на штурм здания…

Печальные страницы

Мост возле нынешнего управления КЖД тоже был разрушен. Его восстановили в 1949 году (надпись на опоре).

За мостом располагается трамвайно-троллейбусное депо. У немцев там тоже было депо, но только трамвайное. В войну оно почти не пострадало, и немецкие разноцветные вагончики ещё долго ходили по городу.

В районе депо в войну размещался лагерь «Зюд банхоф». Его заключённые работали на железной дороге. Жили в бараках, а точнее, гибли от тяжкого труда, голода, болезней и жестокого обращения...

Ещё есть данные, что в 1946 году на Киевской, 14 открыли первый детдом для немецких сирот. Но где он находился сказать сложно.

Летом 1946 года в области насчитывалось около 38 тысяч немецких детей. Поначалу их даже не ставили на снабжение: оно полагалось только работающим немцам. Затем ввели детскую норму (200 граммов хлеба в день), но выдавали её только детям, которые значились в продуктовой карточке родителей. А сиротам помогали церкви и больницы. Поэтому детдом для них стал спасением.

В 1947-м все немецкие детдома перевели в сельскую местность, где было сытнее.

Такое кино

Три с половиной года после войны бывший Понарт стоял отрезанным от центра города, так как мост за нынешним 2-м Трамвайным переулком тоже был разрушен. Ходили по мосткам через пути.

А когда в ноябре 1948 года мост открыли после ремонта, по нему сразу пустили трамвай. Маршрут доходил до нынешнего «Киноленда».

Кстати, кино там крутили и у немцев - «Лихтбильдбюне». А в 1959 году открыли кинотеатр «Родина», с широкоэкранным залом.

Отважны были и храбры...

В сквере за «Кинолендом» находится братская могила погибших при штурме Кёнигсберга. Под 5-метровой стелой, увенчанной звездой, захоронено более 500 воинов.

27-_28.jpg

Один из них сапёр, ефрейтор Василий Снегирёв (1898 — 1945), на фронт попал рядовым в ноябре 1941-го. А в 1945-м он уже командовал отделением 41-го отдельного штурмового инженерно-сапёрного Хинганского батальона и имел награды - два ордена Красной Звезды и медаль «За боевые заслуги».

За то, что под огнём противника наводил мосты для нашей техники, а на нейтральной полосе отмечал вешками немецкие мины, чтобы видели наши танкисты. За то, что в бою под Хох-Каршау (пос. Ново-Дорожный) первым ворвался в окопы врага, забросал немцев гранатами, а десятерых взял в плен.

Святое место

27-_06.jpg

На Киевской, 75 находится храм Рождества Пресвятой Богородицы.

Здание построили в конце 19 века для евангелической кирхи «Понарт». Часть суммы выделили власти, а остальное собрали жители. Участвовал и знаменитый пивовар Шиффердеккер (в кирхе находился его фамильный склеп).

Кирха действовала до выселения немцев. Хотя службы шли в общинном доме. (В здание храма власти всё же не допускали, мотивируя тем, что его трудно протопить.)

Затем в кирхе устраивали склад и спортзал, и только в 1992 году он снова стал храмом, но православным.

На его фасаде две иконы Богородицы - Казанской и Владимирской. А внутри есть картина из кусочков стекла с сюжетом явления Пресвятой Девы и Вифлеемской звезды. Также там хранятся частицы мощей Иоанна Крестителя, Иоанна Златоустого, Матроны.

Имя вернули

Некогда улица заканчивалась евангелическим кладбищем. После войны на его месте разбили парк имени Юрия Гагарина. (Несколько лет он назывался «Балтийским», но недавно имя первого космонавта парку вернули.)

Ещё скажем, что в доме №124 в 1945-1946 годах работала военная комендатура №5, а у перекрёстка Киевской и ул. Суворова с середины 19 века размещалась одна из пяти пожарных вахт города.

Разработано в АЛЬФА Системс