Ул. Малоярославская или Radziwillstrasse

5 минут
О меценате прошлого, современных варварах, мистических загадках Кёнигсберга, о прусском д'Артаньяне и его тайной любви рассказывает наша новая экскурсия

Юлия ЯГНЕШКО 

Эта улочка находится на территории бывшего кёнигсбергского поселения Кальтхоф, которое было основано ещё пруссами и впервые упоминалось в хронике начала XV века. Происхождение его названия относят к прусскому слову «kalt» – ковать, работать с металлом.
Слободка веками служила хозяйственным нуждам замка, поэтому здесь всегда жили рабочие люди. 
С 1880 года на Кальтхофе стали строить тыловые казармы для военных. 

Как ошибся Гораций
Если свернуть на Малоярославскую с ул. Гагарина, то первой нас встретит вилла «Королевская вершина» (так мы свободно перевели немецкую надпись). На фасаде имеется раритетная табличка о том, что дом передан жильцам на социалистическую сохранность. Здание стилизованное, памятником истории не является.
Перед калиткой установлен валун. На нём ещё можно различить надпись «Памяти Бертольда Кляйста» (или Клейста). Раньше камень стоял в парке его имени, примыкающем к улице с восточной стороны. 
radzivill.jpg
Этот парк с прелестным узким прудом создали в начале прошлого века на территории имения Бертольда Кляйста, которое он подарил городу. Точнее, продал, так как взамен ему полагалась пожизненная рента.
Позаботился о переносе камня (чтобы спасти его от вандалов) председатель автомобильного ретро-клуба Владимир Михальцевич. Ещё один валун с латинской надписью из Горация «Non omnis moriar» - «Я умру не весь», преступники уничтожили. (Под ним развели огонь, потом облили водой и он раскололся.) 

Памятник сапёрам
Миновав по мостику ручей Гагаринский (прежде назывался Купферграбен или «Медные канавы», так как в средние века на нём стоял медеплавильный завод), выходим к невысокой пирамиде из тёсаного камня.
Этот памятник немецким сапёрам и солдатам инженерных частей, погибшим в годы Первой мировой войны, установили в 1923 году. В центре барельеф «Умирающий боец» (скульптор Пауль Борхерт). Под ним плита с эпитафией на немецком: «Нашим погибшим товарищам 1914-1918». На тыльной стороне пирамиды — доска, на которой перечислены воинские части.
Люди увлечённые рассказывают об этом месте много сверхъестественного. Мол, пирамида — и символ вечности, и сложена из 666 камней, и изготовлена в год, когда Кёнигсбергу исполнилось 666 лет, и клад под ней зарыт. И будто бы сам фюрер, проезжая мимо, прикладывался к ней ладонью на удачу...
Три года назад, когда питерские специалисты реставрировали памятник, мистики убавилось. Мастера насчитали в пирамиде всего 165 блоков. А до клада так и не докопались.

Отметки истории
В казармах на Радзивиллштрассе (Малоярославской) в конце XIX века квартировал первый сапёрный батальон «Князь Радзивилл», а затем Замландский сапёрный батальон. Рядом находились строевой плац и стрельбища.
В советское время бывшие казармы переоборудовали под квартиры, а в доме №15 разместилась структура военного комиссариата. Внутри хорошо сохранились широкие гранитные лестницы и окна с непривычными нам задвижками, а в доме №5 даже изысканная дверь подъезда. Повсюду видны и следы штурма 1945 года: со стороны ручья стены домов испещрены пулями, а кое-где видны большие пробоины и от снарядов.  

Несостоявшийся король 
Относительно названия улицы Радзивиллштрассе есть две версии. Первая касается князя Вильгельма Радзивилла, который в 1860-1866 годах был шефом инженерно-сапёрного корпуса, а также генеральным инспектором прусских крепостей. Другая восходит к более известной личности - князю Богуславу Радзивиллу (1620–1669), военному и политическому деятелю Речи Посполитой, а также губернатору Пруссии, который завещал Кёнигсбергу свою библиотеку в 500 томов: сочинения Геродота, Плутарха, Демосфена, книги по истории, философии, медицине, а также знаменитую Кёнигсбергскую или «Радзивиллову летопись» (древнерусский исторический свод). 
О князе Богуславе сложили немало легенд. Некоторые считают, что именно с него Дюма написал своего д'Артаньяна. Этот Радзивилл  действительно преуспел в дипломатии, науках и боях, был мудрым правителем. В трудное время не давил народ поборами, а снижал налоги, давал льготы, содержал госпитали, школы и храмы. 
На его долю пришлось тяжёлое смутное время, немало войн. Он выступал за интересы Великого княжества Литовского, служил прусскому курфюрсту и участвовал в объединении прусских княжеств. И даже претендовал на трон короля польского и великого князя литовского. Но выборы не выиграл (тогда самодержца избирали на сейме).
А ещё Богуслав Радзивилл пережил непростую историю любви. 
... Он был именит и богат, и настолько красив, что придворные дамы теряли дар речи, когда князь проходил мимо. Ему сватали принцесс, но он уклонялся от выгодных партий. Потому что был уже тайно влюблён. 
Предметом его страсти стала дочь двоюродного брата, Анна Мария, которую князь взял под опеку после смерти её родителей.  
Наконец князь решился и отправил ей обручальное кольцо. Аннуся, как ласково князь называл девушку в письмах, ответила согласием.
Только жениться на родственнице протестант не мог. А вот католическая церковь, к которой принадлежала невеста, могла дать согласие. И Богуслав послал прошение Папе Римскому, приложив к нему увесистый сундучок с золотом... 
Родство не такое уж и близкое, решил Папа и благословил. Осенью 1665 года влюблённые обвенчались в Либаве. Но, видно, не под счастливой звездой. В феврале 1667 года, родив князю дочь, Анна Мария скончалась...
Смерть любимой подкосила Богуслава. Он пережил её всего на четыре года. Однажды, в канун Нового года, князь возвращался в Кёнигсберг. В полумиле от города ловчий предложил поохотиться. Бах! И куропатка упала на снег, истекая кровью. Увидев это, князь схватился за сердце, сел в карету и тут же умер...
Похоронили его в Кафедральном соборе Кёнигсберга, рядом с женой.
Разработано в АЛЬФА Системс