Остров Канта или Kneiphof

4 минуты
Почему памятник Петру стоит на своём месте, где можно увидеть мини-Кёнигсберг, кто удерживает мир, рассказывает заключительная экскурсия по острову Канта

Юлия ЯГНЕШКО

Сегодня остров Канта, бывший Кнайпхоф, является единственным уголком старого города, где нет послевоенных строений. Видимо, это и воодушевляет специалистов на разные идеи по его обустройству.
Ещё в конце 1980-х годов архитектор Юрий Забуга предлагал обнажить фундаменты стоявших тут зданий и сделать большой архитектурно-археологический музей. А архитектурный критик Вячеслав Глазычев предложил подстричь деревья так, чтобы их «профиль» повторял крыши старого города. 
1101.jpg
В 1996 году питерский искусствовед Иван Чечот в день рождения Канта устроил акцию «Пиджак Канта». Вдоль бывшего пути философа от его дома  в лекционный зал «Альбертины» установили деревянные столбики высотой в 157 см (это рост Канта). На них повязали чёрные банты и поместили плакаты с цитатами великого кёнигсбержца. 

Жил, признавая истину
Гуляя вокруг Кафедрального собора, можно увидеть немало интересного.
Сразу от Медового моста сверните по брусчатке направо. И вскоре перед вами предстанет камень с портретом-рельефом. Под ним надпись «JULIUS RUPP. 1809-1886».
Юлиус Рупп — оратор, писатель и мятежный евангелист - родился в Кёнигсберге, закончил университет, работал учителем в гимназии Альтштадта, а в 1842 году стал дивизионным проповедником. И как-то прочитал проповедь о христианском государстве. Чиновники, присутствовавшие при этом, мыслей его не одобрили. И когда Руппа избрали директором кнайпхофской гимназии, кандидатуру его не утвердили.
Тогда Рупп основал свободную евангелическую общину, которая стала нести горожанам демократические идеи, а потому была запрещена по суду. Рупп даже попал в тюрьму. Но зато стал так популярен, что его дважды выбирали в палату депутатов.  
На камне выбито изречение самого Руппа: «Кто не живёт согласно истине, которую он признаёт, тот самый опаснейший враг истины». 
Памятник же к 100-летию своего деда установила кёнигсбергская художница Кэте Кольвиц. Но барельеф её работы не сохранился. Автор нынешнего - берлинский скульптор Хааке. В 1991 году его передала в Калининград уже внучка Кольвиц. Правда, мы нашли данные и о том, что автором может быть наш художник Дербенцов. Возможно, вы, уважаемые читатели, поможете установить истину?

Парк в парке
Если же повернуть от моста налево, то сразу попадаешь на дорожку, протоптанную к скульптуре «Мир. Созидание». По замыслу скульптора Черницкого обнажённые мужчина и женщина держат на плечах всю мудрость мира — на огромной плите высечены порт-реты Репина и Ломоносова, Рембрандта и Тициана, Леонардо да Винчи, Родена, Врубеля, Серова.
Это первая достопримечательность Парка скульптур, который открыли здесь в 1984 году. Тогда в коллекции было более тридцати произведений российских скульпторов - памятники поэтам, писателям, композиторам и композиции, объединённые темой «Человек и мир». 
Ближе к эстакадному мосту, например, есть знаменитая композиция «Мир без вой-ны» (1981 г.). В этом бронзовом мальчике скульптор Романова «материализовала мечту о лучшем будущем Земли, веру в то, что истина побеждает».
А вот композиция М. Переяславца «Поющие дети». Неподалёку «Пантера» работы В. Белашова. По всему острову были установлены  фигуры и бюсты - Шопена, Генделя, Чайковского, Блока, Мицкевича, Горького, Гагарина, скульптуры «Северная мелодия», «К свету», «Покой», рельеф «Горе». Имелась фигура средневекового поэта-трубадура Вальтера фон дер Фогельвайде, которую к его 700-летию в 1930 году создал кёнигсбергский скульптор Георг Фуг из красного майснерского гранита.
Но многих из них мы не увидели. Постаменты пусты. Гибнет искусство под руками вандалов...
Кстати, парк скульптур сам находится в парке — дендрологическом. Заложили его в 1960-70-х годах. И теперь здесь  произрастает более тысячи экземпляров растений из стран Европы, Северной и Южной Америки, Афганистана, Монголии и Японии.

Принимали царя
Сегодня на острове имеется сразу два изображения Петра Великого — рельеф на стене собора слева от входа и скульптура художника Владимира Мокроусова (1978 г.) «У колыбели русского флота. Пётр I». Автор изобразил царя в юношеском возрасте, в то время, когда Пётр Алексеевич закладывал свой потешный флот. 
Присутствие темы Петра I на острове не случайно: во время его пребывания в Кёнигсберге с Великим посольством, он останавливался именно в Кнайпхофе, в доме купца Негеляйна. И размещали царя и его свиту роскошно. Алексей Толстой в своём романе даже упоминает, что Александр Меншиков,  бывший при Петре, велел всем зашить карманы — чтобы кто чего не «изъял». Возможно так оно и было на самом деле.  

Мини-город
У входа в собор в 2012 году появилась инсталляция «Символы Кёнигсберга» (скульптор Романас Борисовас). Она представляет миниатюры самых известных зданий - Королевский замок, собор, университет, биржу, драмтеатр. 
Этот бронзовый город подарила Калининграду немецкая организация, объединяющая бывших жителей Восточной Пруссии.
Кстати, в соборе имеется и подробный картонный макет старого города. Несколько лет его строил архитектор Альберт Дырышев согласно кадастровой карте 1937 года и старым фотографиям. Воссоздано всё - скульптуры, мосты, деревья и даже фигурка Канта.
Приходите погулять!
Разработано в АЛЬФА Системс