Бездомные люди

7 минут
Недопустимо, чтобы люди на улицах Калининграда умирали от голода, холода и равнодушия

Наталья ИГОРЕВА

Всех местных бездомных можно разделить на три группы: выходцы из тюрем, сторонники бродячей жизни и БОМЖи поневоле. 
Для бродяг в Калининграде есть специализированный Центр, куда входят: Дом ночного пребывания в посёлке Космодемьянского и гостиница на улице Ялтинской, 67. 
В гостинице живут люди «социализированные» – то есть имеют паспорт и источник дохода - пенсию или зарплату. 
Дом в Космодемьянского рассчитан на тех, кого мы видим на улицах в лохмотьях, нетрезвыми, с проблемами со здоровьем, не имеющих документов. 
Сейчас здесь 72 постояльца (рассчитан на 85), а зимой бывает и по 100 человек.

Добросовестно пьющие
Законодательного учёта БОМЖей нет. По оценкам Елены Филимоновой, заместителя директора Центра социальной адаптации для лиц без определённого места жительства и занятий, в области таких 620 человек, в Калининграде – примерно 400. По большей части бродяги — это пьющие асоциалы (их 60-70%) в основном трудоспособного возраста – 25-50 лет. 
Бездомные не все без угла. Некоторые имеют жильё, но им нравится бродячий образ жизни. Например, Виктория Л.: большую часть жизни пропьянствовала, спала на улице, в подворотнях, бог знает, чем занималась. Ей есть где жить. Но 76 -летняя пенсионерка куролесит в компаниях молодых алкоголиков, последнее место её обитания – посёлок Васильково. Местные продавцы жалеют, подкармливают. В Центре адаптации ей восстановили паспорт, но она его снова потеряла, пропадая с обитателями нор и помоек. 

БОМЖи поневоле
На улицах всё больше появляется лохматых пожилых людей в отрепье и с грязными котомками. Это истинные бездомные. Их выгнали из дома родственники. 
- Старики-бомжи на улице – зеркало морали нашего общества. Люди, достигая определенного возраста, становятся ненужными. Раньше такого не было, - говорит Елена Филимонова. - Сейчас у нас в доме ночного пребывания есть несколько пожилых. И не все они вели асоциальный образ жизни. Родственники не желают их содержать и обманывают, отнимают квартиры, избавляются. 
9749.jpg
Так, из БСМП позвонили неравнодушные. Сын не занимался престарелой матерью, и мы взяли её к себе, собирали документы, собирались устроить в интернат (но она умерла от инсульта). Сын ухаживать отказывался, но скоренько явился за последней пенсией старушки. Это же просто ужас!
Живёт в приюте и 84-летний дедушка, бывший мичман, долгое время выступал в ансамбле Балтфлота, чернобылец. Положительный во всём, не пьёт. Его разыскали по звонкам граждан, в районе улицы Эльблонгской, где он скитался по дворам. Предполагают, что слишком уж он любил женщин, менял свои семьи. И на любви своей погорел: последняя жена оставила его без квартиры. 

Обманывают не только родные, но и риэлторы.
- Сейчас очень грамотные стали «чёрные» риэлторы. - Продолжает Елена Алексеевна. - Каким-то образом вынуждают, заставляют стариков переписывать квартиры, давать дарственные или продавать, выдерживают срок исковой давности – 3 года, а потом выбрасывают их на улицу. Два года назад на даче мы разыскали старушку. У этой бабушки мадам, которая её обхаживала, ещё и пенсию забирала по доверенности. Меня поражает полное отсутствие морали у некоторых наших людей: лишили жилья, так ещё и пенсии лишили - и выбросили как собаку!

Жизнь бывает собачьей
В соцгостинице - на Ялтинской, 67 сегодня проживает 31 человек, 98% - это работающие люди. Просто им негде жить. 
Это, к примеру, мужчины, которые при разводе всё оставили жёнам. И идти больше некуда. Был здесь один врач-реаниматолог, работал в госпитале Саулькина, спился, дошёл до ручки, умер. Кто-то сильный, кто-то слабый, не все справляются, когда жизнь ломает.
Но что делать тем, у кого нет паспорта и доходов? Таких оформляют в интернат, но это не быстрое дело. Жители на протяжении долгих лет видели на площади бородатого, молодого мужчину без ног. На дощечке передвигался. Таким он стал ещё в раннем детстве: по вине родителей-алкашей трамвай перерезал ему ноги. И обустроиться в нашей среде шансов у него было немного, неудивительно, что стал бродягой.
- Он спал на могилке, на городском кладбище, - рассказывает Елена Филимонова.  -   Долго мы с ним занимались, но восстановили ему паспорт и оформили в дом-интернат. 
Ещё история: гражданин Узбекистана работал на стройке, что-то упало ему на ногу, в больнице ногу ампутировали. Кто-то его пожалел, коляску дал, он и попрошайничал в районе площади, потом переместился к «Авроре» на Невского.
-  Мы не должны его брать, но хотели ему как-то помочь, однако он от наших услуг отказался, - рассказывает Елена Алексеевна. 

Жертвы или угроза?
К слову, у бродяг нет ожесточения. Да, бомжи не любят трудиться, но не все они агрессивные. И, нередко, именно бездомные становятся жертвами преступления. Их жгут, убивают те, кто считает их «мусором, недостойным ходить по этой земле». В сентябре два 14-летних школьника убили бомжа. Но ведь жизнь есть жизнь: оказаться у края по каким-то причинам может кто угодно... 

Усы, лапы, хвост!
На Эльблонгской сидит дедушка. Жители звонят, требуют, чтобы ему помогли, а сотрудники Центра полгода к нему ездят, уговаривают, но он не желает никуда ехать.
- Несмотря ни на что, мы таким должны оказывать помощь. Нельзя позволить человеку замёрзнуть или умереть на улице от голода или болезни, - говорит Елена Филимонова. - В силу возраста или глубокой алкоголизации они не могут оценить своё положение. У них трансформируется сознание. Часто страдают сироты, закончившие школу. Один паренёк продал квартиру так, что остался гол, как сокол. Произошло это потому, что у подобных людей снижен социальный статус, нет понимания родственных взаимосвязей, нет чувства ответственности или привязанности. Их легко обмануть! Им 5 граммов нальют – и квартиру заберут.
Нам всем надо лечить равнодушие. И жители города откликаются. В приют посёлка Космодемьянского (улица 2-ая Алтайская, дом, 1) можно привезти чистые вещи, очень нужна обувь. Если видите бездомного, звоните по телефонам: 55-70-93, 96-89-45.
Вообще с улиц насильно забрать никого не имеют права. Пусть он даже сидит пьяный. Или поёт песни. Взять с него нечего, и отправить некуда, и штраф не выписать - ни адреса, ни паспорта. Усы, лапы, хвост – вот мои документы!
На практике работает исключительно метод убеждения. Только уговаривать, внушать: «У тебя уже нога сгнила!..»

Из трясины
В подворотне может оказаться любой. Но есть случаи – выкарабкиваются. Человека удаётся буквально вырвать из трясины. Например, врач-стоматолог: разводился с женой, запил, потерялся в жизни, сам пришёл в Центр. Много с ним беседовали, внушали, корректировали. Человек стал полноценным гражданином общества и работает сейчас в поликлинике.
Или ещё история. «Двое встретили друг друга у нас в гостинице, - говорит Елена Алексеевна. - Мужчина освободился после заключения. Женщина, пьющая, при продаже квартиры осталась без денег и жилья. Завязался роман. Прямо здесь в гостинице мы им и сыграли свадьбу. Сейчас они своей жилплощади не имеют, но работают, снимают квартиру, нашли своих родственников, друзей. Хорошая пара. Когда они познакомились, им было под 50». 
В Центре радуются ещё за одного своего подопечного. Молодой человек ходил в море. Вдруг как снег на голову – развод с женой. «Запил сильно, глядя на него мы думали – ему конец, уже не поднимется, - вспоминает Елена Филимонова. - А он нашёл в себе силы. Теперь, в промежутках между рейсами, занимается бизнесом: у него и кафе возле Южного рынка, развивается. Он всегда нас и нашего директора благодарит, помнит, что ему помогли».

Не проходите мимо, если видите на улице бездомного, звоните по телефонам: 55-70-93, 96-89-45.
Желающие помочь этим людям могут привозить в дом ночного пребывания посёлка им. Космодемьянского (улица 2-ая Алтайская, 1) чистые вещи, очень нужна обувь.
Разработано в АЛЬФА Системс