Улица Шиллера или Schillerstrasse

5 минут
Почему поэта держали на гауптвахте, а его стихи впервые издали в Тобольске, что подарили городу аптекари, и кому признательны литовцы, расскажет сегодняшняя экскурсия «Гражданина»

Юлия ЯГНЕШКО 

Улица Шиллера и в Кёнигсберге всегда носила имя Шиллера - великого немецкого поэта, драматурга и философа. Таких улиц с сохранившимися немецкими названиями в Калининграде немного, всего десятка три. 

Поэт-бунтарь 
Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер родился в ноябре 1759 года в городке под Штутгартом. Предки его были виноделами, крестьянами и ремесленниками, а отец - полковым фельдшером на службе у вюртембергского герцога.
Жили Шиллеры бедно, детей воспитывали по закону Божьему, а старшего, Фридриха, готовили в священники. Но герцог повелел отдать мальчика в военную академию, на юридическое отделение. 
Юриспруденция его не увлекла. И из отличника юноша превратился в последнего ученика, перевёлся на медицинский факультет, два года писал диссертацию... Но герцог, который курировал учебное заведение, считал, что если Шиллер будет прилежен, то из него выйдет великий человек. И не ошибся.
Жизнь у поэта выдалась нелёгкой. Прославившую его драму «Разбойники» издатели поначалу не брали. И Шиллеру пришлось публиковать её за свой счёт. Зато в театре Мангейма поставили сразу. Правда, удалили самые революционные фразы и перенесли время действия в XVII век. 
Чтобы попасть на свою премьеру, Шиллер увильнул со службы. В итоге был наказан: две недели провёл на гауптвахте. Но постановка имела огромный успех! 
Героями Шиллера становились бунтари, восстававшие против зла и тирании. Он и сам был таков. Долго бился с издателями за свои стихи, а когда одолел их, местом издания в отместку указал... сибирский Тобольск! 
4518.jpg
Бежал с герцогской службы и долго жил под чужими именами, по знакомым, перебиваясь скудными гонорарами. Он писал пьесу за пьесой, в том числе известную сегодня всему миру трагедию «Коварство и любовь», учредил журнал. Посчитав, что мало знает, занялся изучением истории, философии и эстетики. В результате появились его «Философские письма», «Письма об эстетическом воспитании человека», «История отпадения Нидерландов» и другие труды. А сам он стал профессором истории и философии в университете Йены, где студенты устраивали ему овации.

Поход на бездарей
Шиллер дружил с Гёте. Они даже устроили поход против плохой литературы, наперегонки сочиняя колкие эпиграммы о бездарях. И основали Веймарский театр, который вскоре стал ведущим в Германии. 
В личном плане Шиллеру не так везло. Он получил несколько отказов от возлюбленных из-за своей бедности. Женился только в 31 год, когда дела наладились. Но, увы, через год после свадьбы Шиллер заболел туберкулёзом, не смог работать и семья снова нищенствовала...
Выручали друзья. Помогали получить должность или субсидию от власть предержащих. А однажды вексель прислали из Лейпцига, где образовалось сообщество его поклонников.
В мае 1805 года в возрасте 45 лет Шиллер умер. Не успев закончить новую драму о Смутном времени в России...
Всю жизнь он был пламенным защитником человеческой личности. Чего стоят одни афоризмы Шиллера: «Свободен лишь тот, кто владеет собой», «Лучше страшный конец, чем бесконечный страх», «Мерилом справедливости не может быть большинство голосов». И потому властям был неугоден даже после смерти. Студентам «Альбертины», например, запретили устраивать факельное шествие в честь 100-летия со дня его рождения. 
Сегодня же версия его гимна «Ода к радости» стала гимном Евросоюза. 

Спасибо аптекарям
На улицу Шиллера можно попасть, свернув с проспекта Мира на небольшую улочку Ермака. И вот уже из-за листвы выступает величественное здание конца XIX века с высокой угловой башней под черепичной крышей. Готические порталы и фронтоны придают сходство с замком или кирхой. Именно так, в духе рыцарской Пруссии, его и задумывал архитектор Вильгельм Варрентрапп. 
До войны здесь располагался сиротский приют, названный в честь семьи кёнигсбергских аптекарей Типольтов. Утверждают, что 200 лет назад они пожертвовали городу 15 тысяч талеров. На эти средства построили и содержали открытую армейскую, индустриальную и воскресную школу, которая позднее преобразовалась в городской дом для сирот. 
Сразу после войны в уцелевшей части строения разместили контору Госбанка СССР. Финансовое ведомство и занималось его восстановлением. К концу 1960-х оно практически было выстроено заново, но исторический облик постарались сохранить. Правда, есть и новшества: в 2000 году к зданию пристроили стилизованные под готику ворота, а на западном фасаде разместили часы. Сегодня тут располагается отделение Центробанка.

Сохранил язык 
В доме №3 по ул. Шиллера в Кёнигсберге размещалось студенческое общежитие, в народе прозванное «Резаниум». В честь Людвига Резы (1776-1840) - пастора, профессора «Альбертины», литовского поэта, критика и филолога. Сейчас в нём прокуратура Калининградского гарнизона и ателье по пошиву военной формы. 
Хоть Мартин Людвикас Реза и был подданным Королевства Пруссия, он никогда не забывал свою малую Родину. Ведь родился Реза в деревеньке на Куршской косе, в семье литовского рыбака.
И сделал всё, чтобы сохранить литовский язык, который из-за раздела Речи Посполитой находился на грани вымирания. Реза вёл семинар литовского языка в «Альбертине», перевёл на литовский Библию, выпустил сборник литовских народных песен. Благодаря ему мы знакомы с первым художественным произведением на литовском языке — поэмой Кристионаса Донелайтиса «Времена года»: Реза перевёл её на немецкий, опубликовал и тем самым сохранил.
Умер Людвиг Реза в возрасте 64 лет. Все средства завещал на помощь студентам кёнигсбергского университета из бедных семей. Так и было построено общежитие на Шиллерштрассе.

Уважаемые читатели! Приглашаем вас стать соавторами рубрики. Присылайте экскурсии и иллюстрации на электронную почту gazetaklgd@mail.ru или по адресу - пл. Победы, 1, каб. 473, тел. 21-48-07.
Разработано в АЛЬФА Системс