Живые реликвии

6 минут
В зале воинской славы калининградского поискового отряда «Фридрихсбург» при муниципальном автономном учреждении «Молодёжный центр» собрана уникальная коллекция предметов и реликвий, относящихся к трём войнам, прокатившимся по калининградской, бывшей прусской, земле: Наполеоновской, Первой и Второй мировых

Наталья ИГОРЕВА

«Четыре раза на территорию Восточной Пруссии входили русские войска, - говорит командир поискового отряда «Фридрихсбург» Вальдас Рыжков. – Во время Семилетней войны, когда Кёнигсберг покорился российской короне, в эпоху Наполеоновских войн, когда русское воинство помогало пруссакам сражаться против французской армии, в период Первой мировой, в августе 1914 года, и в конце Великой Отечественной – в 1945-м. В нашем зале представлены предметы и реликвии, относящиеся к трём из этих войн. Основная наша задача – собрать материал, посвящённый русскому воину». 

Наши раритеты
Самые старинные экспонаты - проржавевший клинок и гарда драгунской сабли, переломившейся, скорее всего, во время боя русской конницы с французскими кирасирами. А ещё округлый котелок с клеймом СПБ (Санкт-Петербург) 1899 года, из которого ел кашу под Гумбинненом безвестный солдат армии генерала Ренненкампфа (Павел Ренненкампф — участник Первой мировой, расстрелян большевиками в 1918 году), жетоны, выдававшиеся русским солдатам на увольнительную, дореволюционный арифмометр, на котором, наверное, сводил счета сотрудник финчасти одного из подразделений 2-й армии Российской Империи... (Арифмометр - настольная или портативная механическая вычислительная машина, предназначенная для точного умножения и деления, а также для сложения и вычитания.)

Медали находят героев
Много в экспозиции жетонов, использовавшихся в годы Второй мировой войны для идентификации солдат. Овальные – немецкие, прямоугольные – для военнопленных... Кстати, у немцев солдаты имели металлические жетоны ещё с Первой мировой. По ним и сегодня без проблем можно опознать погибших. И опознают – ведь новые останки германских солдат, как и советских, обнаруживают каждый год. А вот красноармейцы в 1941-м имели всего лишь пластиковый медальон с бумажкой внутри, а под конец войны, когда «медальоны-смертники» были отменены, – только красноармейскую книжку. 
2994.jpg
«Опознавать советских бойцов сегодня удаётся, в основном, по номерам наград, да по подписанным «именным» вещам – как правило, ложкам, котелкам, портсигарам, – говорит Вальдас Рыжков. - В 2013-м мы единственный раз нашли у погибшего бойца красноармейскую книжку. К работе подключились эксперты из МВД. Им удалось восстановить практически все записи, которые делались на протяжении нескольких лет чернилами и просто карандашом: о выдаче белья, формы и оружия... Не удалось прочитать только имя и личные данные бойца. И даже современное оборудование не смогло восстановить текст. Имя солдата (красноармеец Орлов Анатолий Никифорович) мы установили по номеру медали «За отвагу», найденной вместе с останками. И 26 июня 2015 года награду вручили родственникам погибшего героя. 
Однако и номер медали не всегда может дать точную информацию о бойце. Вальдас Рыжков вспоминает, как в 2008 году поисковики нашли в Багратионовском районе братское захоронение, где обнаружили останки пятидесяти шести человек. В этой могиле была найдена одна медаль «За отвагу». По её номеру рассчитывали установить имя бойца, а потом уже через архивные документы могли бы вычислить и имена других однополчан, погибших вместе с ним. Однако оказалось, что Иван Дорохов, награждённый этой медалью, был только тяжело ранен в мартовских боях 1945 года. Возможно, медаль просто оказалась у кого-то, кто выносил его с поля боя, а затем вернулся обратно. Сам же красноармеец Дорохов два года после войны лечился в госпиталях, затем вернулся домой и умер только в начале 2000-х. Его награду поисковики передали дочери, проживающей в Липецкой области. А вот установить имена солдат, найденных в той могиле, так и не удалось: тогда позиции много раз переходили из рук в руки, подразделения часто комплектовались бойцами из разных частей, после боёв погибших хоронили в воронках, наспех, не всегда отмечая место на картах.

«Ложка-загадка»
Солдатские рюмки и подстаканники, сделанные из гильз... Зачастую невозможно угадать, где чьи. Даже по калибру не распознаешь, ведь порой в ход шли и «трофейные» гильзы. Лишь надписи и символы могут пролить свет на их истории: вот латунная кружка, вырезанная из снарядной гильзы, на которой с одной стороны – пятиконечная звезда, а с другой – надпись «На Берлин». А рядом – выточенная из 88-миллиметровой гильзы пепельница с тевтонским крестом, рассчитанная не иначе, как под офицерские сигары. 
– Среди наших экспонатов есть, например, «ложка-загадка», обнаруженная в 2004 году на местах боёв в Багратионовском районе, – говорит Вальдас Рыжков. – Мы нашли её в траншее, никаких останков рядом не было, видимо, – просто была потеряна. Загадка в том, что на её черенке написано три женских имени: Лена, Дуся, Надя. Что это может означать? Имена близких? Список возлюбленных? Или ложка была переходящей в каком-то женском подразделении, и на ней – имена её владелиц?.. 
 
Не наш мундир...
Отдельная экспозиция посвящена литовским частям, сражавшимся в рядах Красной Армии. Собранный по крупицам материал является уникальным. Судьба этих подразделений почти неизвестна сегодня. В 1941 году литовские стрелковые дивизии встречали немцев в национальном обмундировании, и даже команды там отдавались на литовском языке. Уже после пришлось переходить везде на русский и унифицировать форму: на передовой бойцов из Литвы, Средней Азии, воюющих в незнакомых мундирах, говорящих «не по-нашему», принимали за немцев, что приводило к печальным последствиям...
Сегодня в зале Воинской Славы поискового отряда «Фридрихсбург» регулярно проводятся экскурсии для калининградских школьников. А с сентября по май «выездной музей» кочует по учебным заведениям Калининграда и области. Для ребят проводятся экскурсии по передвижной экспозиции и уроки мужества, на которых им показывают историю войны, взятую не из учебников. Говорят о солдатском быте, о том, как жили люди в окопах и блиндажах между боями, о чём они мечтали и что любили. 
– На наших уроках в классах стоит тишина, – рассказывает Вальдас Рыжков. – Ребята говорят, что им такого не преподают, мы показываем историю совсем с другой стороны. Тут дело ещё в том, что все предметы можно потрогать, подержать в руках. Даже написать что-нибудь настоящей перьевой ручкой чернилами из чернильницы времён войны. 

СПРАВКА:
Поисковый отряд «Фридрихсбург» был создан весной 1998 года как подразделение организации «Поиск». Костяк его составили тогда курсанты БВМИ им. Ушакова и военнослужащие – как состоящие на действительной службе, так и уволенные в запас. Своё название отряд получил в честь той самой кёнигсбергской крепости, где в своё время Петр I учился артиллерийскому делу. В 2002 году организация официально зарегистрирована как юридическое лицо.
В небольшом помещении зала Воинской Славы на улице Воздушной разместилась экспозиция, собранная участниками организации почти за 20 лет работы на территории Калининградской области.
Разработано в АЛЬФА Системс