Помните сказку Андерсена «Девочка со спичками»? Трагическая история про девочку-сироту, которая замерзает от холода. Ученики калининградской школы №31 решили исправить несправедливость и переписали эту историю. Финал получился светлым и радостным.
В этом нашим ребятам помогали литовские школьники. А итогом их творческой работы стал сборник рождественских сказок со счастливым концом на русском языке. Его получили все участники проекта
Лина КАЛИНИНА
Этот проект состоялся благодаря Программе приграничного сотрудничества ЕИСП Литва-Польша-Россия 2007-2013. О том, как калининградские школьники попали в этот проект, и что удалось сделать, говорят директор 31-й школы Елена Иванова и её заместитель по информатизации Юлия Скабицкая.
В рамках Программы приграничного сотрудничества ЕИСП Литва-Польша-Россия 2007-2013, которая реализуется при софинансировании Европейского Союза, было много интересных и масштабных проектов. В чём особенность вашего?
Елена Иванова: Наше внимание привлекла информация о программе, которую анонсировали в июле 2011 года. Исходя из тех задач, которые стояли перед школой, в тот момент и родилась идея проекта «Сетевое взаимодействие образовательных организаций на основе видео-коммуникационных технологий». Мы заключили соглашение с русскоязычной литовской школой Клайпеды «Сантарвес», а также детским домом-школой города Советска. Перед собой мы ставили цель наладить коммуникационный процесс между детьми разных стран и разных условий воспитания и создать в школах инфраструктуру, с помощью которой мы могли бы организовывать интересные сетевые мероприятия для ребят. Конечно, важно было и самим педагогам наработать навыки сетевого взаимодействия.
Когда был дан старт?
Юлия Скабицкая: Заявку мы подали в 2011 году. Тогда у нас не было каких-то серьёзных ожиданий. Мы понимали, что для осуществления проекта необходимо организовать в партнёрских школах доступ к Интернету через локальные и беспроводные сети, закупить оборудование для телекоммуникационной связи. Делать всё это только за свой счёт у нас не было возможности. По этой причине, собственно, мы и обратились к программе приграничного сотрудничества, обозначив необходимые затраты. Нашу заявку рассматривали тщательно, но проект всё же одобрили, и в феврале 2013 года мы стартовали.
Что стало лейтмотивом участия в данной программе и оправдались ли ваши ожидания?
Е.И.: Летом 2012 года наша школа оказалась в числе одиннадцати образовательных организаций, которые в пилотном режиме приступили к реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов. Внедрение новшеств на ступени основного общего образования (5-9 классы) предполагает множество изменений в организации образовательного процесса. Для педагога это означает, в первую очередь, переход к использованию более самостоятельных и разнообразных форм обучения, где главной задачей становится научить ребёнка самостоятельно работать с информацией, реализовывать свои идеи и проводить собственные исследования. Ещё один важный аспект — умение работать в группе, когда дети учатся взаимодействовать друг с другом, планировать своё время, быть ответственными за свой участок работы.
Но всё это сложно осуществить, если нет соответствующих условий. А потому главное наше ожидание – получить стартовую платформу для реализации новых подходов к системе образования - в целом оправдалось. На начальных этапах мы учились сетевому взаимодействию и нарабатывали ту материальную базу, которую имеем сейчас.
Как осуществлялось финансирование проекта?
Е.И.: Общая сумма на три учебных заведения составила 524,3 тысячи евро. Из них 466,6 тысячи евро (а это 90% всех затрат) предоставил Евросоюз, оставшиеся 10% финансировали сами школы-партнёры. Транши перечислялись в несколько этапов. Первую сумму мы получили разу же после подписания контракта в 2013 году. Второй этап финансирования состоялся в августе 2014. Всего нашей школе, как бенефициару, было направлено 279,6 тысячи евро, это 60% от общей суммы.
На эти деньги мы провели новую локальную сеть, а также смонтировали беспроводную, отремонтировали кабинеты, закупили мебель и интерактивное оборудование - по 20 ноутбуков на каждую партнёрскую организацию, системы телекоммуникационной связи, большие экраны для трансляций, проекторы, микрофоны и т.п.
Но проект, вероятно, предусматривал и какие-то мероприятия?
Ю.С.: В качестве основного мы организовывали в августе 2013 года смену в Центре развития одарённых детей, что в посёлке Ушаково. Она посвящалась сетевому взаимодействию, школьному телевидению и издательскому делу.
60 школьников (по 20 из каждого партнёрского учебного заведения) не только отдыхали, но и изучали основы журналистики, особенности работы в печатных СМИ и на телевидении. Ребята сами создавали новости, а также снимали и монтировали короткометражки. В итоге даже провели фестиваль короткометражного кино.
Затем, в течение учебного времени, мы регулярно организовывали совместные сетевые игры, предметные викторины, уроки.
Сейчас, к примеру, мы формируем группы совместного изучения иностранного языка. В частности, в скайп-конференции можно вести диалоги с носителями языка, что важно для понимания и освоения иностранного.
С какими проблемами вам пришлось столкнуться в ходе реализации проекта?
Ю.С.: Очень много сил и времени ушло на оформление документов.
Из-за бумажной волокиты проект, рассчитанный на 20 месяцев, растянулся почти на три года.
Кроме того, у нас произошла смена партнёра - Советский детский дом-школу, с которым мы начинали сотрудничать, буквально через полгода после старта расформировали. А сама процедура замены партнёрского учреждения оказалась весьма длительной.
Но наш новый партнёр - 10-й лицей города Советска - быстро подхватил упавшее знамя и активно включился в работу. За что им особая признательность.
Пришлось учиться и учителям, в том числе взаимодействию с педагогами других школ и даже другой страны. В итоге новые технологии вошли в повседневную практику и перестали быть событием. Именно этого мы и хотели.
В этом году проект заканчивается. Останется ли что-то кроме материальной составляющей?
Е.И.: Очень много! Ну, во-первых, остаются партнёрские отношения и контакты, мы продолжим сотрудничество по всем наработкам.
Во-вторых, мы получили учителей, которые научились эффективно работать с новыми технологиями. Сейчас в проекте активно задействованы 12 преподавателей, всего же в школе их порядка 60. А потому в рамках проекта мы проводим регулярные курсы повышения квалификации как для своих педагогов, так и для партнёрских школ.
В активе также остаются шесть разработанных автономных обучающих дистанционных курсов для преподавателей. Они будут доступны не только для наших педагогов, но и для тех учителей, которые захотят ими воспользоваться. Это будет в свободном доступе и совершенно бесплатно.
А самое главное — наши дети получили не только новые знания и навыки, но и научились взаимодействовать на расстоянии и лучше понимать своих сверстников из сопредельных государств.
А как сами школьники отреагировали на этот проект?
Ю.С.: Думаю, что об этом лучше них самих никто не расскажет. И своими впечатлениями они обязательно поделятся.
Данная публикация подготовлена при поддержке Европейского Союза в рамках Программы приграничного сотрудничества ЕИСП Литва-Польша-Россия 2007-2013 гг. Ответственность за содержание публикации несёт администрация МАОУ СОШ № 31. Данная публикация ни в коей мере не может рассматриваться как выражение позиции Европейского Союза.
(Продолжение в следующем номере.)