#Победа80

Будет особый подход

4 минуты
На оперативном совещании у главы города обсудили систему обучения детей с ограниченными возможностями в школах города и проблему, которая возникла в школе №10

Юлия ЯГНЕШКО

В Калининграде проживает почти полторы тысячи школьников с ограниченными возможностями здоровья. 262 ребёнка обучаются в  коррекционных учреждениях (школы-интернаты для умственно отсталых на Северной горе, в Багратионовске и Исаково, для слабовидящих и с нарушениями опорно-двигательного аппарата на ул. Спортивной, для слабослышащих — на ул. Тургенева), 43 - проходят психолого-педагогическую адаптацию в  учреждениях социального образования (центры «Особый ребёнок» и «Детство»). 
Но большинство - 1130 человек, среди которых преобладают дети с задержкой психического развития и умственно отсталые, обучаются в обычных школах. Так как спецучреждений в области для умственно отсталых детей недостаточно, а для детей с задержкой психического развития их вообще нет. К тому же  по закону «Об образовании», как пояснила Анна Апполонова, замглавы администрации, председатель комитета по социальной политике, родители могут обучать детей с такими патологиями в общеобразовательных школах. Значит, все городские школы должны обеспечить доступ детям с ограниченными возможностями здоровья и условия для их обучения по адаптированным программам.
В восьми школах, расположенных в разных районах города, такая работа уже ведётся, в 2014 году на неё выделено 16 млн рублей из бюджетов всех уровней.  
Занимаются и дополнительным образованием детей и молодёжи с ограниченными возможностями на базе Центра «Информационные технологии» и в детско-юношеском центре «На Молодёжной». Там  ребята получают профильное обучение, посещают Английский клуб, Школу юных журналистов, компьютерную школу «CIT.rus», участвуют в культурно-спортивном парафестивале «Парус», занимаются  в творческих объединениях декоративно-прикладного творчества «Родничок», «Пчёлка», студии фитодизайна «Гармония», музыкальных студиях «Бревис», «Серебряная струна», «Камертон», фольклорном ансамбле «Росынька».

Поставили на вид
Наиболее опытными в развитии и социально-трудовой реабилитации  детей-инвалидов Анна Александровна назвала школы №14 и №10.  Классы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в школе №14 работают уже более 10 лет. А 10-я школа с 1992 года является одним из ведущих учреждений по обучению детей с разными  уровнями умственной отсталости (эту школу успешно закончили более 300 детей с нарушениями развития). Но именно здесь случился конфликт.
По словам А. Апполоновой, в конце прошлого учебного года 17 ребят, как не освоивших учебные программы, были повторно направлены на психолого-медико-педагогическую комиссию. И родители многих из них под давлением директора школы №10 Светланы Палий написали заявления о направлении своих детей в государственные коррекционные учреждения.  То есть без согласования с администрацией города директор резко сократила количество  обучающихся детей-инвалидов — с 50 до 28, коррекционных классов — с 6 до 2. В этом учебном году дети с ограниченными возможностями здоровья в первый класс вообще не принимались.
Позиция Светланы Палий такова: дети с нарушениями психического  развития и умственной отсталостью должны учиться в специализированных учреждениях. Потому что, во-первых, им самим сложно в обычном классе (они не могут сидеть за партой, кусаются, агрессивны, не усмиряемы, требуют постоянного присмотра, что не могут обеспечить школьные учителя), а, во-вторых, они представляют реальную угрозу для других детей. 
Кстати, после нескольких эксцессов и была назначена комиссия. Её решение - обучать индивидуально при сопровождении психиатра. Но и это невозможно — школа не может обеспечить постоянный присмотр и уход (у детей масса фобий, они боятся посещать туалеты и столовую). 
«Родителям неважно: будут обучать их детей или нет, - заметила Светлана Георгиевна Палий. - Им нужно место присмотра за их детьми. Ведь родители все работают. Но учитель не может заменить медицинского или социального работника, менять памперсы, кормить из соски (у некоторых учеников нет даже жевательного рефлекса), знать, когда колоть инсулин или когда вызывать скорую перед приступом эпилепсии. Ситуация архисложная».
«В чьи полномочия входит обучение этих детей?» - спросил глава города Александр Ярошук.
«Если есть заключение, что дети способны к обучению, а именно такие попали в 10-ю школу, мы обязаны их обучать», - ответила Анна Апполонова.
«Если есть угроза безопасности других детей, вопросов нет, - поставил точку в обсуждении Александр Георгиевич. - С остальными мы обязаны заниматься. Мы готовы помогать. Давайте предложения. Нужен особый подход? Будет. Но принимать решение за комитет по образованию непозволительно. Конфликт нужно ликвидировать».
Разработано в АЛЬФА Системс