О гениях, удивительной истории любви музыканта и писательницы, о таинственной незнакомке в окне и об охотнике с барельефа читайте сегодня в «Гражданине»
Юлия ЯГНЕШКО
Гуляя по улице Коммунальной, обязательно отдохните на лавочке в сквере имени Шопена. Он появился в 2010 году, когда поляки подарили нашему городу бронзовый бюст великого композитора и пианиста (скульптор Адам Ромаш). Теперь здесь часто проходят концерты классической музыки. А у подножия памятника иногда лежат фиалки — любимые цветы Шопена.
Изгнанник
Шопен родился в 1810 году в деревне Желязова Воля под Варшавой, в доме, где его отец, Николя Шопен, служил семейным учителем музыки.
С восьми лет мальчик выступал с концертами, а сочинительством занялся и того раньше. Его называли «гением с исключительным вкусом». К 12 годам учитель отказался от занятий с ним: «Больше мне нечему научить».
Уехав на гастроли в 19 лет, Шопен навсегда покинул Польшу. Его родители оказались причастны к восстанию, и вернуться юноша не мог.
Автор на века
Внешность Шопена описал Ференц Лист. Голубые глаза музыканта блистали умом, улыбка была мягкой и тонкой. Волосы — светлые и вьющиеся. Ростом он был невысок, хрупок. А вот манеры Шопена были изысканны и «его невольно встречали и принимали, как князя…».
И, конечно, все отмечали редкий музыкальный дар. Этюды, ноктюрны, баллады и полонезы, 58 (!) мазурок и вальсы — портфолио композитора очень обширно.
Шопен прожил всего 39 лет, но его имя навечно осталось в истории, а произведения входят в репертуары пианистов всего мира. Авторитет Шопена-романтика так велик, что ему приписывают авторство даже многих современных мелодий — нежных и трогательных.
Нашли приют в монастыре
Шопену было 26 лет, когда он встретил Жорж Санд. Или Амандину Аврору Люсиль Дюпен, как её назвали при рождении. Она уже была знаменитой писательницей, бежала от неудачного брака, воспитывала двух детей. Была знакома с Флобером, Мериме и Тургеневым.
Аврора и Фредерик были очень разными: болезненный, интеллигентный, робкий, даже мнительный юноша, с манерами аристократа и решительная, даже фривольная, эпатажная дама за 30 в мужском костюме, с сигарой в зубах.
Но любовь — штука необъяснимая. Санд очаровала музыканта, они стали тайно встречаться, а потом поселились вместе.
Когда Шопен заболел туберкулёзом, пара с детьми уехала на Майорку, чтобы поправить его здоровье. Испания встретила дождями, музыканту стало хуже, а тут их ещё буквально выкинули на улицу. Дело в том, что по местным законам всё, к чему прикасался больной, - мебель, текстиль, ковры - следовало сжечь. Узнав о недуге Шопена, хозяин заставил оплатить урон и выселил жильцов. Они нашли приют только в монастыре, а затем с трудом получили каюту на корабле во Францию. Прямо по соседству с загоном для свиней...
Шопен часто обвинял Аврору в изменах. А она его в том, что из возлюбленной превратилась в сиделку. В том, что он посвящал свою музыку разным дамам парижского света. Ей же - ни одного произведения...
Окончательно рассорились, когда в отношения вмешались дети Санд.
Шопен уехал в Лондон, давал концерты и преподавал. Но тамошний климат подкосил его.
Сердце завещал Родине
В последний раз они виделись весной 1848 года. Случайно столкнулись в доме общего друга. Аврора подошла и протянула руку. А Шопен побледнел, отшатнулся и молча вышел...
Но думал о ней до конца своих дней. «Она обещала мне, что я умру в её объятьях», - сказал он в ночь на 17 октября 1849 года. И его сердце остановилось.
Попрощаться с композитором пришли тысячи поклонников. Согласно пожеланию покойного прозвучал «Реквием» Моцарта. Похоронили Шопена на кладбище Пер-Лашез (между могилами композиторов Керубини и Беллини), а сердце отправили в Варшаву и замуровали в колонну церкви Святого Креста.
Аврора пережила Шопена на 27 лет и умерла в возрасте 72 лет. И говорят, всегда плакала, когда слышала звуки его мелодий...
Фредерик и Аврора были вместе десять лет. Их биографы единодушны в том, что ничего, кроме горя, отношения им не принесли.
И всё же именно в это время оба создали свои самые главные произведения. Шопен — гениальную музыку, а Жорж Санд — самый известный роман «Консуэло» (всего она написала более 30 романов).
Девушка с загадочной судьбой
Многие дома по Коммунальной выстроены в начале прошлого века и теперь признаны объектами культурного наследия. Один из них - №36-38.
Уже с перекрёстка с ул. К. Маркса хорошо видна скульптура на торце. На маленьком треугольном выступе, в платье цвета морской волны, стоит девушка с поднятыми к голове руками.
Пока мы попытались рассмотреть её поближе, из подъезда вышла миловидная женщина. И, заметив интерес, представившись Ольгой Васильевной, с удовольствием рассказала: «Я живу тут с 1977 года. Дому скоро уже сто лет. У нас часто бывают экскурсии. Однажды в 1990-х,
когда Калининград открыли для туристов, приезжала пожилая немка. Зашла в квартиру, где до войны жил её брат. А прощаясь, поцеловала перила лестницы...
Знаю, что до войны здесь жили интеллигентные люди — врач, аптекарь, торговец, служащие. В цокольном этаже была общая прачечная, а рядом размещался истопник».
Многие считают, что девушка на фасаде — это дочь архитектора, проживавшего в этом доме. Рассказывают, что несчастная когда-то действительно прыгнула из окна, не дождавшись любимого. Но рассматривая незнакомку в солнечный сентябрьский день, хочется верить, что она просто собирается поправить причёску перед свиданием.
Миновав ул. Банковская, обратите внимание на дом слева. В нём 20 (!) подъездов. У некоторых дверей сохранились барельефы 1922 года. Сердца, пронзённые стрелой, бегущий олень и охотник, сова, восседающая на книгах и другие.
А вот скульптуры «Ребёнок с кошкой» из ракушечника работы Лизелотты Штайнер на месте нет — забрали на реставрацию (много лет она стояла на парапете лестницы у дома №73 обезглавленной). Ждём возвращения!