Когда Калининград открыли для иностранцев, на границе в Багратионовске наметили торжественную церемонию. Насчёт артистов в нашей делегации не сомневались: «Россичи»!
И вот девушки-красавицы в ярких народных костюмах первыми вышли на нейтральную территорию...
Юлия ЯГНЕШКО
Одним из тех, кто открывал ворота в Европу, стал Александр Плешаков, руководитель этого фольклорного ансамбля.
«Мы открыли их в буквальном смысле. На границе ещё никаких сооружений не было. Одни ворота. Вышли. Угостили поляков хлебом-солью, запели, а они навстречу с купатами. Потом три дня гудели! Прикорнём в палатках - и снова поём-пляшем».
Оттуда брали гренадёров
Александр родился в Калининграде в декабре 1956 года в простой семье: мама – швея, отец – токарь, ходил в море на рыболовецких судах.
Лидию Аркадьевну из Пермского края привезла после войны её мама, узнав, что здесь дают жильё и работу. Но приехали нелегально, без документов на переселение. Женщина пришла в комендатуру, созналась, и высылать не стали.
«Отец, Виктор Александрович, из-под Нижнего Новгорода, - говорит наш собеседник. - Парни в его селе были рослые, за метр 90, крепкие, поэтому из них набирали гренадёров. Это я мелкий. Мой прапрадед наш корень подкосил: взял в жёны ростовскую казачку очень маленького роста.
Отец прапрадеда ещё застал. Говорил, что тот был огромный. И байку из его молодости рассказывал, как тот ходил с парнями в харчевню в соседнюю деревню. Местные решили их отвадить, окружили толпой. Прапрадед рослый, но боязливый. Но что делать, если товарищи за него спрятались... Засучил рукава, сжал кулаки: «Ну, кто на любака?» Так раньше на кулачный бой вызывали. А каждый кулак у него с пивную кружку. Никто и не рискнул».
В искусство пришёл сам
О детстве, когда бегал по развалинам собора на острове и руинам замка, Александр Викторович говорит особым, тёплым голосом.
«С нашей Киевской в центр мы приезжали на трамвае. Трамваи долго ходили немецкие, деревянные. Пассажиры двери сами себе открывали. Зато выходили, где удобно. На повороте вагон притормозит, и спрыгивали.
У каждого мальчишки имелась нарытая коллекция - монеты, военные немецкие знаки, оружие. У нас на балконе пулемёт стоял».
В школе учительница пения сразу стала ставить Сашу солистом хора.
«На стол ставила! - смеётся Плешаков. - Уж очень мал! Однажды проездом на родину к родителям мы остановились в Москве у тёти. Дядя попросил меня спеть и сказал: «Сашу надо в хоровое училище отдать».
И вот в конце августа вызвали папу на переговоры с Москвой. (Телефон в квартире был редкостью. Звонили с переговорных пунктов. Туда к определённому времени вызывали телеграммой, - прим. авт.).
- Почему Саши нет? - строго спросил дядя, который служил замом министра культуры РСФСР.
И мальчика под присмотром проводницы отправили поездом в столицу.
Но его не встретили...
- Обратно что-ли везти?.. - растерялась женщина, глядя на Сашу.
- Тётя, я дорогу знаю!
Так сам, с большим баулом, явился в «хоровушку» - Московское государственное хоровое училище.
Хоть и вне сроков, но экзамен ему устроили. Мальчуган с серьёзным видом запел песню из фильма: «Там, где пехота не пройдёт, и бронепоезд не промчится, Максим на пузе проползёт и ничего с ним не случится». Отсмеявшись комиссия зачислила нового третьеклассника.
И весной Плешакову пришлось сдавать экзамены по фортепиано и сольфеджио, чему одноклассники учились три года, а он - несколько месяцев.
Цыган, Высоцкий и кино
В «хоровушку» набирали со всего Советского Союза. Поэтому друзья у Александра Викторовича есть в России, Узбекистане, Таджикистане, а ещё в США и Германии.
«Фильм «Жестокий романс» помните? - спрашивает он. - Один из цыган там - мой друг, Николай Васильев. В романсе «Мохнатый шмель» - самый высокий голос».
Обучали мальчиков преподаватели консерватории. Хор выступал в Большом театре, во Дворце съездов. А когда в «хоровушку» пришёл Виктор Попов, создатель детского хора Всесоюзного радио и Центрального телевидения, стали исполнять не только классику.
«Озвучивали кино, сопровождали театры. Например, балет «Сотворение мира». Музыка Андрея Петрова, сложное произведение, нужно вступать вне тональности.
Однажды наши пели в Театре на Таганке. Я пришёл на репетицию. Стою за кулисами. На сцене «окошки», ребята выглядывают из них в зал, держат свечки и поют. А за декорацией - кто на корточках, кто на стульчиках. Смешно! И вдруг мне - раз! - голову пригнули сзади. Высоцкий! «Нравится? - спросил знаменитой хрипотцой. И похлопал по плечу: - Смотри, смотри».
Хоть и не допел
Первая запись в трудовой книжке Плешакова - преподаватель музыкально-хоровой студии при Доме культуры калининградского ЦБК-2. Учил детей музыкальной грамоте - сольфеджио.
«Учил так, как самому пришлось — быстро. За полгода прошли трёхгодичный курс... Ребята на слух определяли интервалы, аккорды, писали нотные диктанты. Что делать дальше? Никто не подсказал и я уволился».
До армии поработал техником электропогрузчика в рыбном порту. В армии стал танкистом. А уже после поступил в Московский государственный институт культуры, резко сменив академический профиль на фольклор.
«Готовиться некогда. Выучил по 3 куплета из двух разнохарактерных песен. Считал, что остановят раньше. На экзамене сыграл, продирижировал и вышел петь. «Из-за о-о-острова на стре-жень...!» И вот Стенька друзей на бабу променял, а дальше не знаю. Крикнул «Ийэх!» и стою.
И вторую песню не допел.
Заработал «тройку», но, как прошедшему армию, мне хватило для поступления».
Шутки-прибаутки
Мысль создать коллектив возникла, когда Плешаков возглавил Дом культуры Гурьевска. Но удалось это только в ДК «Стройдормаша»: собрал фольклорный ансамбль из заводских ребят, стал с ними лауреатом конкурсов.
А в 1985-м появился «Латырь» при парке Калинина, который работал на самоокупаемости. Его помнят калининградцы: с шутками-прибаутками его участники брали в хоровод молодых после регистрации во Дворце бракосочетаний.
А уже из «Латыря» вышли вокалисты, которые и стали основой «Россичей».
Долго скитались, получая очередные звания, участвуя в избирательных кампаниях и представляя и Калининград и всю Россию заграницей - Голландия, Польша, Германия, Литва, Сербия, Словакия, Италия. Лучше всех принимали сербы. Хлебосольный и добрый народ.
В 2012-м коллектив приютил только что созданный ДК «Чкаловский». Здание бывшего Дома офицеров пребывало в разрухе. Возле дежурки на первом этаже лежала торпеда. Пока директор Виктория Кораева занималась ремонтом, артисты репетировали в холодном зале.
Кстати, Виктория Сергеевна тоже из «Россичей» - работала администратором, вела программу, пела.
С калюкой по Европе
Сейчас в ансамбле работают дочь и зять нашего героя — Светлана и Дмитрий Лебедевы. Она — хормейстер, он занимается режиссурой и играет почти на всех инструментах.
А себя Александр Викторович - Заслуженный работник культуры России, Заслуженный деятель музыкального общества, лауреат Государственной премии «Душа России», член коллегии Министерства культуры Калининградской области - называет играющим тренером: руководит, поёт, играет на волынке, жалейке (дудочка с раструбом из коровьего рога), калюке (длинная трубка без дырочек, звук из которой извлекают передуванием).
Вспоминает, как «Россичи» однажды ездили удивлять этими инструментами в Ольштын.
Поляки сначала устроили экскурсию в тюрьму, где сидел фашистский гауляйтер Восточной Пруссии Эрик Кох.
«Заезжаем, а там кругом 2-этажные автобусы, блестящие, шикарные. И мы на своей «буханке», автобусе «Кубань»… Трын-дын-дын-ды-ды-дыдын! Французы фотоаппаратами защёлками...
Было бы смешно, если б не обидно... Ведь мы – страна-победитель! Города им спасали, поднимали после войны, ни одного народа не бросили...»
… В тот день «Россичи» жахнули свои песни с особым настроением. Да не просто, а на 10 голосов!
И иностранцы снова щёлками фотоаппаратами.
С восторгом.
* * *
«Кто-то - Господь или высший разум - помогает нам, - говорит Плешаков, указывая на небеса. - Потому что делаем благородное дело. Поём о любви к Родине, к семье и матери, к природе и предкам».
И за это тоже народный фольклорный ансамбль недавно получил высокое звание - заслуженный коллектив России. В нашей области из фольклорных - единственный.