Портовая-1 или Sattlergasse

5 минут

Если спросить калининградца, что это за улица, то он ответит: «Промзона у Преголи. От первого эстакадного моста до порта».

Действительно, парадной набережной здесь нет, в основном, заборы и разный «шиномонтаж». Но ради нескольких объектов заглянуть сюда стоит

Юлия ЯГНЕШКО

24-09.jpg

Некогда на южном берегу Прегеля, к западу от нынешнего Ленинского проспекта, находилось предместье Форштадт.

Владел им Кнайпхоф (средневековый город на острове Канта), жители которого и построили тут порт.

Именно в Форштадте 22 апреля 1724 года родился философ Кант. (Его отчий дом сгорел в 19 веке. А стоял он во дворе дома №40 по Ленинскому проспекту.)

На месте Портовой до войны существовало три улицы:

- Заттлергассе (от проспекта до Полоцкой);

- Фридрихсбургерштрассе - до Железнодорожной;

- и далее Хафенштрассе.

Сегодня прогуляемся по первой части.

О шорниках и шпайхерах

Заттлергассе означает «Шорный переулок». Ведь лет 300 назад здесь жили и работали шорники, делали конскую упряжь, чинили сёдла.

24-02.jpg

Но в середине 19 века улица звалась Банхофштрассе (Вокзальная). Ведь рядом располагались сразу два вокзала (на месте Полоцкого рынка).

Именно поэтому на перекрёстках в брусчатку были вмонтированы деревянные поворотные круги. Чтобы вагон мог развернуться на узких улочках. Его закатывали на круг, поворачивали, цепляли к составу и он ехал, например, направо. Гениально.

А потом улице, вероятно, вернули историческое название.

Между Шорным переулком и рекой шли ещё две улицы: по берегу Большая Крановая и следующая — Шанцевая, которые сходились с переулком (за домом №18б по Портовой).

У немцев здесь тоже была промзона - причалы, шпайхеры (склады), портовые весы. На старых фото - плотная застройка, сплошная брусчатка, ни одного кустика.

У Прегеля стояли огромные склады (на 7-8, а потом и на 10 этажей) с милыми названиями: «Лев», «Золотой Орёл», «Надежда», «Виноградная гроздь».

Янтарная мануфактура

24-04.jpg

На пересечении с Серпуховской находится бывшее общежитие для военных (дом №3). Стиль здания - необарокко: пилястры, карниз с завитушками, над окнами сандрики

разной формы, а по бокам - ажурные мини-колонны.

На портале входа дата - 1952. Это год восстановления. А построено здание в 1899-м. В 1926-м в нём заработала янтарная мануфактура. Она имела филиалы в Берлине и Данциге, представительства в Париже, Нью-Йорке и других городах.

Кстати, одно время консультантом на фабрике работал известный скульптор Герман Брахерт.

Сейчас здание передали Музею янтаря. После реставрации здесь планируют открыть экспозицию «Янтарная комната XXI века», мастерскую по реставрации янтаря, лабораторию изучения инклюзов и др.

Дом капитана

24-24.jpg

В доме №6 жил капитан дальнего плавания Евгений Ильич Мухин (1928-2018), Почётный гражданин нашего города (см. «Гражданин» №27 от 10.12.2015 г.)

Он приехал в Калининград в мае 1951 года, стоял у истоков становления рыболовной отрасли. Пошёл в море от Управления экспедиционного лова на СРТ, стал капитаном. Потом управлял огромными плавбазами и транспортным рефрижератором «Финский залив».

Этот корабль помнят и сегодня в нескольких английских семьях.

… Ночью, по пути в Дюнкерк, судно попало в 11-балльный шторм. И тут вперёдсмотрящий заметил вспышку:

- Ракета!

Знак подали моряки с утонувшего английского бота, уцелевшие на спасательном плотике. Поблизости не было больше ни одного корабля. А ракета оказалась последней и спасла их...

Но спасибо глазастому советскому матросу!

Привет из 19 века

За 12-этажкой, возле торгового комплекса, притаился домик №18, корпус 2. Высокая крыша, эркеры на торцах, украшенные овальными окошками, выдают довоенное происхождение.

Торговый комплекс тоже разместился в старинном сооружении из красного кирпича (постройка 1870-х). Просветы некоторых окон разделены горбыльком на 16 частей, обрамлены узорами из кирпича, под крышей — карниз.

Это бывший склад «Ашхоф». В переводе - «Зольный двор». (Наверно, на этом месте когда-то выжигали поташ. Его использовали для производства стекла, хрусталя и удобрений.)

Добротное строение очень необычной формы: приземистое, словно распласталось по земле.

А теперь нам стоит подойти к реке. Во-первых, открывается необычный вид на объекты Музея Мирового океана, а во-вторых, отсюда просматриваются основания старого моста.

24-06.jpg

Невидимка

«Айзенбанбрюке» - первый стальной мост в Кёнигсберге - возвели к 1865 году, чтобы открыть железную дорогу на Пиллау (Балтийск).

Это первый поворотный мост в городе. Русло кораблям открывала его южная часть длиной в 15 м, которая не поднималась, а поворачивалась.

Мост потерял свою роль в 1929 году, когда неподалёку появился новый — «Рейхсбанбрюке» (двухъярусный).

Но «старичка» не снесли. На всякий случай. И он представился уже в советское время. Мост сделали подъёмным, нарекли Прегольским и он ещё потрудился.

Сейчас мост разобран. Подвижный пролёт хранится на территории Музея Мирового океана. Там же сохранился каземат для охраны моста. В нём продают сувениры (объект «Старый порт»).

Так почему же мост-невидимка? Потому, что даже много раз бывавшие возле него его не замечают! Видимо, отвлекают мощные корабли.

Надеемся, что музей «освоит» мост, и пройти мимо уже не получится.


Наделали мостов

Остаётся взглянуть на здание №27а, которое вытянулось по улице от ризолита до ризолита и окрашено в цвета РЖД. Здесь находится управление терминально-складским комплексом.

Век назад тут тоже работали железнодорожники - товарная экспедиционная служба.

А вот на территории за домом в 1828-1875 годах действовал машиностроительный завод «Union» («Союз»).

Машиностроение в Кёнигсберг «привёз» англичанин Чарльз Хугес, зять судовладельца и руководителя крупной местной торговой фирмы Густава Шнеля. Вместе они основали сталелитейное предприятие. Затем оно выпускало металлоконструкции, паровые котлы и машины, паровозы, пароходы и паровые землечерпалки для углубления дна.

На «Union» изготовили все металлические разводные мосты Кёнигсберга.

К 20 веку производство перенесли на территорию современного завода «Янтарь».

А о том, зачем нужно идти по Портовой дальше, читайте в следующем номере.

Разработано в АЛЬФА Системс