На что обращать внимание при покупке бытовой техники, а также что, от кого и когда требовать в случае поломки, рассказали «Гражданину» в отделе потребительского рынка Горадминистрации
Артём ЗНАМЕНСКИЙ
«Гарантийный срок на технически сложные товары производитель устанавливает по своему усмотрению, - говорит Лариса Пряхина, главный специалист отдела потребительского рынка. - Закон этот период не оговаривает. Раньше гарантию давали на 3 года, а сейчас, как правило, на год. В течение этого времени продавец несёт ответственность за товар и обязан удовлетворить требования потребителя, если проявится дефект».
Но сначала продавец должен доказать, откуда дефект, отправив товар на экспертизу. Если недостаток производственный, то расходы понесёт производитель. Если товар повредил покупатель, допустим, поставил холодильник впритык к батарее отопления вопреки инструкции, - за ремонт будет платить он.
Также при покупке техники нужно обращать внимание на срок службы. Его тоже определяет производитель. И весь период обязан обеспечить товар запчастями, в том числе после окончания гарантии и даже если товар снят с производства. (Ст. 6 Закона «О защите прав потребителей».)
Если изготовитель срок службы не зафиксировал, то его устанавливает закон - 10 лет.
«Сегодня запчасти для импортной техники попали под санкции, - заметила Лариса Пряхина. - Но некоторый запас запчастей у ремонтников имеется».
К тому же требуемые детали начинают изготавливать в России.
Чего можно требовать?
Статья 18 Закона «О защите прав потребителей» даёт время, чтобы заметить производственный дефект во время эксплуатации — 15 календарных дней.
Причём, не с момента покупки, а с момента передачи товара покупателю (то есть после доставки).
Если дефект обнаружится в течение этих 15 дней, у покупателя есть выбор - требовать возврата денег, обмена или ремонта.
Если позже - только ремонта.
Совет. Приобретая технику, лучше сразу проверить, как она работает.
Однако продавец может принять другое решение. Так было со Светланой Ц. У неё через пару месяцев перестал включаться электрочайник. В магазине его обменяли на другую модель. Так как первый чайник оказался из бракованной партии.
«Не нужно бояться ремонта, - говорит Лариса Пряхина. - Если его произведут качественно, техника отработает весь свой срок и больше. Но нужно знать, что срок гарантии в этом случае продлевается на количество дней, которые потребовались для починки».
Холодильник дадут
Ремонт по гарантии — не более 45 суток.
Причём, на то время, пока некоторые виды техники ремонтируются, например, холодильник, фирма даёт в пользование свою технику.
Исключение только для вещей, которые контактируют с телом человека как предметы туалета, в медицинских целях, а также с пищей. Им замена не положена. Например, не выдадут во временное пользование электробритву, фен, плиту, микроволновку и т.п.
Холодильник — исключение. Из-за его уникального значения в быту.
Читайте инструкцию!
Вот случай из жизни.
Анне стиральная машинка попалась с настроением: агрегат работал через раз. Женщина позвонила в магазин, чтобы узнать, что делать? Там с ходу заявили, что машинка неправильно установлена.
«Не может быть! Устанавливали мастера из сервисного центра», - парировала Анна.
Но оказалось, что для слива воды из машинки этой модели канализационное колено должно находиться выше. (А в её случае оно было по уровню пола.)
Кстати, это условие для установки прописано в инструкции.
Совет. При покупке техники необходимо узнать правила её установки и эксплуатации.
Много полезного, обычно, в разделе «Возможные неисправности», где описано, с какими ситуациями можно справиться самостоятельно.
Вот пример. Стиральная машина у Оксаны Б. перестала сливать воду. Хозяйка решила чинить её по гарантии, но продавец огорошил: экспертизу делают только в Москве, сервиса для этой марки в области нет.
«Во-первых, покупательницу ввели в заблуждение, сервис есть, - прокомментировали ситуацию в отделе потребительского рынка администрации Калининграда. - Во-вторых, доставить товар в экспертизу во время гарантийного срока обязан продавец».
Но для начала специалисты в мэрии посоветовали женщине изучить инструкцию. Там она и нашла совет почистить сетку для улавливания мусора. Машина заработала.