Её называли Чижик

6 минут
Торпедный катер подошёл вплотную к берегу и, схватив ствол своего пулемёта, Ира прыгнула в воду. Но захватить японцев врасплох у советских десантников не получилось. Они тут же попали под обстрел. И её второй номер Валентина упала замертво, сражённая пулей снайпера...

Юлия ЯГНЕШКО

Не балет, а война
Лица мамы Ирина почти не помнит. Родители были золотоискателями, работали под Иркутском и очень рано умерли один за другим. Поэтому в 1929 году 5-летняя малышка вместе с братьями и сестрой оказалась в детском доме в деревне Мендоль Красноярского края. 
В группе, куда определили Ирочку, воспитательница была очень ласковая и добрая. Поэтому и звали её дети — мама Клава.
«Столько лет прошло, а я до сих пор удивляюсь, где в глухой тайге она достала для меня яблоко, когда я заболела малярией?» - с теплотой говорит Ирина Филипповна, вспоминая свою «маму».
Главная детская мечта — стать балериной. Ирочка даже письмо Калинину написала. И он ей ответил! Мол, заканчивайте школу, и мы поможем вам с выбором профессии. Но вместо балета в её жизни случилась война.
kulesha.jpg

Окрестил генерал
Не успела Ира отметить своё совершеннолетие, как 5 июля 1942 года ей и ещё пятерым детдомовским девочкам принесли повестки из Ширинского райвоенкомата. Их переодели в гимнастёрки и эшелоном отправили на Дальний Восток.
Во Владивостоке батальон выстроился на смотр. Поприветствовать новобранцев пришёл сам командир 13-й бригады морской пехоты Тихоокеанского флота генерал-майор Трушин.
Прошёл вдоль строя до самого хвоста, где стояла маленькая и хрупкая Ирина, остановился напротив - большой, высокий. Оглядел её:
- Это что ещё за чудо природы?! Чижик...
Всё! Иначе к ней до самой демобилизации и не обращались. 

Пулемётчица
Ирину определили первым номером в пулемётный расчёт. Обучили управляться с «Максимом». А в напарницы дали высокую и статную украинку по имени Валентина. На её плечи в буквальном смысле лёг пулемётный станок, весивший более 30 кг.
«Но она такая сильная была, - вспоминает Ирина Филипповна. - Хвать его и пошла».
Стрельба выходила у Ирины отлично. 
- Огонь пятьдесят!
И она жала на гашетку, выполняя команду. Справлялась и с боевой винтовкой, на соревнованиях стала даже лучшим стрелком флота. А вот вести огонь из дота терпеть не могла. Девушкам выдавали специальные наушники, но и они не спасали от ужасного грохота, которой наполнял эти каменные мешки во время стрельбы. 
После нескольких месяцев учёбы Ирину отправили на охрану озера Хасан. Несмотря на то, что Япония и СССР официально не были в состоянии войны, лазутчики врага жить спокойно не давали. То и дело раздавался сигнал тревоги — очередное нарушение границы. 
Потом Ирину перебросили в морскую пехоту, в 74 отдельный стрелковый батальон в Артёмовском секторе.

Жениться на краснофлотце
Во время корабельных учений Ирина встретила свою любовь - молодого лейтенанта Илью, командира взвода пулемётчиков. 
Корабль был набит битком. Солдатам даже некуда присесть. Девушек же поселили в кубриках. Ира только кое-как разместилась на непривычной подвесной кровати, как кто-то сказал:
- Девушка, разрешите рядышком посидеть?
- Това-а-а-рищ лейтенант, - протянула она весело, - пожалуйста!
И больше они ни слова друг другу не сказали. Но уже на берегу, когда подразделения приводили себя в порядок, лейтенант снова оказался рядом с нею. Потом признался, что разыскать без имени и фамилии было непросто. И искал он её по... звонкому смеху, который ему так понравился.
А потом Илья сделал предложение. Она была согласна, но строгий устав не позволял. Пришлось жениху писать в военный совет флота: «Разрешите жениться на краснофлотце». И ему дали добро.
В назначенный день шёл проливной дождь и вместо подвенечного платья на невесте была огромная плащ-палатка. Ничего! Главное — вместе.

Последний десант
С запада то и дело сообщали об очередном успехе советских войск. Там война близилась к концу. А на востоке только готовились сражаться с Квантунской армией. В июле 1945 года японский император вновь отверг требование о капитуляции. И наконец, 9 августа, Советский Союз объявил, что считает себя в состоянии войны с Японией.
Первый и последний десант старшего матроса Чижика состоялся при штурме корейского порта Расин. Катера подбросили батальон к берегу и пехотинцы пошли в атаку. Бой был очень тяжёлым, а потери — значительными... В том бою погибла и Валентина... 
«Не верьте тем, кто говорит, что на войне было не страшно, - предупреждает Ирина Филипповна. - Очень страшно! Особенно когда нужно перешагнуть через тело мёртвого друга и продолжать атаку... »

Заработала партбилет
После окончания боевых действий мужа командировали на Камчатку, служить в штабе береговой обороны. Ирина отправилась с ним и уже там демобилизовалась. А в 1949 году их перевели в Эстонию. 
Расквартировали в доме у пожилой эстонки Алисы Пярновны. Эта дама многому научила молодую жену офицера. Навсегда отучила выходить в халате дальше собственной ванной, научила следить за собой и есть сложные блюда. А также вести семейный бюджет.
«Мадам Ира, - назидательно поучала она Ирину после ухода очередных гостей, - надо и о себе думать... А вы всё отдаёте гостям. А кто подумает о вашей семье? И ещё вы много едите». 
В Таллине обнаружилось, что Ирина серьёзно проштрафилась. Четыре года не платила партийные взносы... И это она, вступившая в партию ещё в 1944 году, когда та ещё называлась ВКП (б)!
А всё потому, что в штабе на Камчатке от гражданского лица их принимать отказались, а в Петропавловск-Камчатский с маленьким ребёнком добраться было не так просто. Укоряли и мужа, который как коммунист должен был помочь жене.
За этот проступок её на год перевели снова в кандидаты в партию. И отправили на чулочную фабрику зарабатывать достойную характеристику. И заработала. Через год об Ирине уже писала газета «Советская Эстония». Ещё бы - вместо 9 станков она обслуживала 18! И лично соревновалась со знатной ткачихой московской текстильной фабрики. Так и заработала свой партийный билет обратно.

О театре и телефонах
В 1958 году семья переехала в Калининград. Тут Ирине пригодилась другая её военная специальность - связистки. Но работать пришлось в совершенно романтическом месте — драматическом театре. В 1960-м он переехал в новое здание и теперь был обеспечен телефонным коммутатором на 25 номеров. Вот и соединяла режиссёра с кем требовалось. 
И потому Ирина Филипповна отлично помнит, каким успехом пользовалась пьеса «Вилла Эдит», как играла знаменитая в городе актриса Миропольская. 
Затем она устроилась уже на междугороднюю станцию. В те времена даже в Ленинград дозвониться было непросто. А на приём заказа выделялось только 47 секунд. За это время надо было убедиться, что почтовое отделение в какой-то сибирской деревне будет работать в нужное время и назначить час переговоров. Поэтому скоро Ирина выучила расписание работы переговорных по всей стране и стала ударником коммунистического труда. 
Не отставала и в общественных делах. Вместе с сотрудниками станции, например, на субботниках разбирала завалы зданий на ул. Театральной поблизости от магазина «Маяк».

* * * 
В этом году Ирина Филипповна Кулеша отметила уже свой 91 день рождения. Она всё так же активна, с удовольствием встречается с «тихоокеанцами», как называет участников Совета ветеранов, которые служили на Дальнем Востоке, приходит в гости в школы и подростковые клубы. Долгих лет!
Разработано в АЛЬФА Системс