За что военных любили дамы и даже императрицы, кто гнал французов до самого Парижа и за какие демарши против короля можно получить звание фельдмаршала, рассказывает очередная экскурсия «Гражданина»
Юлия ЯГНЕШКО
Нынешняя Коммунальная объединила сразу две кёнигсбергские улицы: Цитенштрассе (от проспекта Мира до трамвайных путей) и Бойенштрассе (идёт далее). А вместо сквера Шопена находилась площадь Цитенплац.
Дуэлянт и искуситель
Площадь и одноимённую улицу назвали в честь генерала Цитена. Только какого именно — точно неизвестно. Ведь в Восточной Пруссии было два крупных военачальника-однофамильца.
Ганс Иоахим фон Цитен родился в 1699 году. Был невысок, некрасив, весьма чувствителен по натуре и имел слабый для командира голос. Но зато отличался большими страстями. К вину и слабому полу. Дамы просто не могли устоять перед этим весёлым и харизматичным человеком!
Энциклопедия «Британника» утверждает, что Цитен дрался на дуэли 74 (!) раза. Но не всегда из-за женщин. Недопонимание с товарищами и даже командирами вспыльчивый Цитен часто решал, сойдясь на саблях.
Что неудивительно, ведь прежде чем Фридрих Великий произвёл его в генералы кавалерии, тот был гусаром, известным своим напором не только в кулуарах, но и в бою.
В первую Силезскую войну (1740—1742) Цитен отважно командовал эскадроном, а, получив полк, сделал из него образцовое подразделение. Его гусары всегда были в авангарде, совершали смелые вылазки. Например, во время Семилетней войны прославились неожиданным рейдом вокруг вражеской линии войск, в итоге чего пруссаки разгромили австрийцев, а конница короля покрыла себя славой.
Женился Цитен первый раз в 38 лет. Второй раз взял в жёны девушку, которая была младше его почти на 40 лет. Крёстным их сына согласился стать король Фридрих II.
Остаток жизни генерал купался в лучах славы и «дивидендах» от дружбы не только с королём Пруссии, но и, например, с Екатериной Великой. (Утверждают, что они переписывались, а она подарила генералу свой портрет, обрамлённый алмазами.)
Ганс Иоахим фон Цитен умер в 1786 году. Сохранилось предание, что один из буков на бывшей площади вырос из саженца, который взяли с его могилы.
Первым в Париж
Другой фон Цитен, Ганс Эрнст Карл (1770-1848), происходил из аристократического рода Дехтоф, был потомственным военным, дослужился до звания генерал-фельдмаршала.
Роднёй первому Цитену не приходился, но стажировку в качестве штандарт-юнкера прошёл именно в лейб-гусарском полку Цитена-тёзки.
Был активным участником сражений против наполеоновской армии, в частности, бился в рядах драгун при Ауэрштедте (в Пруссии) в 1806 году. После этого боя пытался убедить французов назначить 12-часовое перемирие, чтобы похоронить убитых и позаботиться о пленных. Просьбу отклонили.
К 1813 году Цитен стал генерал-майором. В борьбе с Наполеоном отличился при Дрездене, Кульме, Вахау, воевал на территории Франции.
В сражении при Лаоне командовал объединённой кавалерией. Повёл её в ночную атаку на корпус Мармона и разгромил противника, захватив почти всю его артиллерию и множество подвод с военным имуществом.
В знаменитом сражении под Ватерлоо Цитен возглавлял наступление прусских частей, его кавалерия первой из союзных частей вошла в Париж.
Говорили, что он является одним из лучших командиров, что для него не существует трудностей - он всегда выполняет всё, что поручено.
Несколько лет фон Цитен был главнокомандующим прусским оккупационным корпусом во Франции. Получил от русского самодержца Александра I орден Св. Георгия. А от прусского – титул графа и 25 тысяч таллеров. После выхода в отставку Цитена произвели в генерал-фельдмаршалы.
Не согласный с королём
Улица Бойенштрассе также называлась в честь военного - фельдмаршала Леопольда Людвига Германа фон Бойена (1771-1848). Судя по всему, человека решительного и принципиального.
Родился он в Крейцбурге (ныне пос. Славское под Багратионовском) и, рано осиротев, пошёл в военные, сделал карьеру и оказался при королевском дворе в Кёнигсберге.
Когда в 1812 году Пруссия выступила на стороне Франции против России, Бойен уехал в Санкт-Петербург. Участвовал в войне против Наполеона. Сражался под Лейпцигом и под Парижем.
После заключения мира Бойена назначили военным министром Пруссии. Но он в одночасье расстался с должностью из-за разногласий с королём. Не могли договориться, кому должен подчиняться ландвер (или ополчение, набираемое на время войны) — гражданским или военным? (Есть версия, что причина другая, мол, король не выполнил обещания ввести Конституцию.)
И только через 20 с лишним лет уже новый король снова сделал Бойена министром.
Учтя опыт войны с Наполеоном, при Бойене стали строить небольшие укреплённые опорные пункты для народной войны. Он же ратовал за организацию военных поселений. Ввёл закон о всеобщей воинской повинности и вооружил солдат игольчатым ружьём, которое стреляло в пять раз быстрее. (Такое ружьё заряжали не с дула, а с казённой части. При спуске курка игла прокалывала бумажный патрон, и ударный состав воспламенялся.)
В отставку вышел в чине фельдмаршала, а через год скончался. Похоронен в Берлине. В Кёнигсберге медальон с его горельефом работы Штюрмера поместили на Бранденбургских воротах (слева). Там он и сейчас.
Отсюда началась советская власть
Сразу после войны по приказу Особого военного округа Коммунальную назвали улицей Связистов. Потому как одна Коммунальная в городе уже имелась (сегодня это ул. Ермака). Переименованы улицы были позже.
В 1946-м на Коммунальной обосновались службы Управления по гражданским делам города. В доме №17б на втором этаже находился областной отдел архитектуры, а ниже - первая архитектурно-строительная мастерская.
Продолжение экскурсии читайте в следующем номере