Новый город на карте Калининграда

4 минуты
В минувшую пятницу был дан старт грандиозному проекту, который завершится в 2020 году. На пустующей территории в 1200 гектаров между Люблинским шоссе и посёлком имени Космодемьянского началось строительство автокластера группы компаний «Автотор» и города-спутника Калининграда на 50 тысяч жителей

Галина ЛОГАЧЁВА 

Масштабный проект оценивается руководством компании в 120 млрд рублей инвестиций. Кроме 5 заводов полного цикла и 16 заводов по производству комплектующих, он будет включать в себя целый город на 50 тысяч жителей с полной инфраструктурой. А пока что на совместные средства «Автотора» и концерна BMW начаты работы по подготовке грунта — его предстоит переместить более 1 млн тонн. 
avtotor.jpg

Старт!
18 октября на поле у Люблинского шоссе собрались губернатор области Николай Цуканов, глава города Александр Ярошук, представители партий, общественных организаций, архитекторы, строители, руководители «Автотора», журналисты, чтобы стать свидетелями историческому событию - началу грандиозной стройки. 
Александр Ярошук от имени всех калининградцев поздравил большой коллектив «Автотора» с этим серьёзным знаковым моментом. «Наверное, после 1945-го года в нашей области с нуля, в чистом поле, ничего обширного и не начинали делать, - сказал глава города. - Меня много критиковали за то, что мы отдали более 1000 гектаров городской земли за малые деньги. Но я и за рубль бы отдал, потому что для Калининграда - это важнейший проект, итогом которого будет создание десятков тысяч рабочих мест, десятков тысяч квадратных метров жилья, практически нового города с новой инфраструктурой, возрождение средне-технического образования, которое у нас в области, к сожалению, утеряно. У нас же все юристы, финансисты, экономисты, а нормального газосварщика, слесаря не найти».
Он отметил, что для строителей появится хорошая возможность «накачать мускулы», поработав на объектах «Автотора». Кроме того, должно появиться много ИП, выпускающих для этого гиганта продукцию. 
После того, как окончилась официальная часть, выстрелом из ракетницы Александр Ярошук дал символический старт началу работы строительной техники и торжественной выемке первого ковша земли. 

Экскурс в историю
Грандиозный проект, который на сегодня начал реализовываться на северо-западе Калинингрда, уходит своими корнями в далёкий 1996 год. Его тогда поддержал Юрий Маточкин, бывший в то время губернатором. Но затем пришли другие люди, создалась другая обстановка и идея строительства легла до поры до времени под сукно. 
А «Автотор» развивался. По словам председателя Совета директоров группы компаний «Автотор» Владимира Щербакова на сегодня там производят почти половину продукции, которая вывозится за пределы области. Автомобильная отрасль загружает более 50% вагонов железной дороги, более 70% контейнерных грузов портов, на потребности «Автотора» работают более 300 компаний малого и среднего бизнеса.

Что будет
«Мы на сегодня выпускаем 250 тысяч автомобилей в год, - говорит председатель Совета директоров группы компаний «Автотор» Владимир Щербаков. - Но сейчас мы начинаем новый этап в своей деятельности. К 1 апреля 2016 года нам необходимо локализовать производство, создать примерно с десяток заводов, которые должны будут производить подшипники, сиденья, рулевые колонки и большую гамму других компонентов. Одновременно, вместе с городом и областью, мы намерены решать и жилищный вопрос: чтобы люди, которые будут производить автомобили, жили как положено. Через 4 года на месте голого поля будет создан город-сад на 50 тысяч жителей с соответствующей инфраструктурой». 
Планируется, что у реки, питьевого канала появятся коттеджи на 2 семьи. А ближе к Люблинскому шоссе, к Окружной дороге – многоквартирные дома не выше 4 этажей. 
Предполагается строительство гостиниц, футбольного стадиона, четырёх парков (два из них спортивных), православного храма. 

Ноу-хау
По словам Владимира Щербакова, сейчас на примере «Автотора»  в России впервые будет применена новая система финансирования, когда предприниматели за свой счёт создадут инфраструктуру – дороги, коммуникации, - а потом передадут это государству. 
После запуска производства налогами закроются кредиты, взятые на создание инфраструктуры. 
«Эта идея была поддержана президентом Владимиром Путиным, - рассказывает Владимир Иванович. - Конечно, ещё долгий путь впереди, нужно ещё создать документы. Но мы обязательно найдём решение этой проблемы». 
«Мы получили полное понимание со стороны президента страны Владимира Владимировича Путина, - поясняет губернатор области Николай Цуканов. - В федеральной целевой и государственной программах автомобильный кластер прописан отдельным абзацем. «Автотор» для нас является социальным партнёром. Вместе мы сможем проект реализовать, а калининградцы в ближайшем будущем, помимо качественной и, надеюсь, высокооплачиваемой работы, получат новые дома,  школы, детские сады, спортивные сооружения. Те колоссальные инвестиции, которые сейчас привлекаются в регион, дадут новый старт не только производству, но и образованию. Мы уже сегодня вместе с «Автотором» готовим специалистов, готовы на базе БФУ им. Канта создать специальный факультет, отделения в профучилищах. 180 млн рублей мы выделили в этом году из регионального бюджета на эту программу, на инфраструктуру. Но это только начало. По мере готовности документации мы будем совместно с городскими властями подводить коммуникации».
Разработано в АЛЬФА Системс