#Победа80

Видел разные моря

7 минут
Последние сутки перед заходом в порт моряки не спят. У них пропадает аппетит. И только одно желание -  поскорее увидеть проблеск берегового маяка. И потому механики выжимают из судовых машин всё возможное. И невозможное!

zelenov_n.jpg

Юлия ЯГНЕШКО

Ваня Зеленов родился в деревне Авдеево Ленинградской области (теперь Новгородской, - прим. авт.) в 1928 году. Отец его, Алексей, в Первую мировую служил в артиллерии, командовал расчётом и имел два Георгиевских креста. Новую власть он принял охотно, из идейных соображений. Работал в колхозе счетоводом, потом председателем сельпо, а затем и весь колхоз возглавил. 
Семья у Зеленовых была трудовая. Один Ванин прадед держал ямщину. Менял лошадей на Тверском тракте, да и сам господ возил. 
А другой был кузнецом. Наверно в него-то Иван и пошёл.

От аэродрома до кузни
22 июня 1941 года 13-летний Ваня играл в футбол в центральной усадьбе. Там и услышал, что объявлена война. Пока добежал в свою деревню, мужчинам призывного возраста уже и повестки принесли. 
Вскоре прибыли военные, начали строить аэродром. Конечно, все подростки туда. Помогали корчевать кусты и деревья, равнять поле под взлётную полосу. 
До Авдеево война не докатилась. Правда, однажды Ваня под бомбёжку угодил. Вместе с ребятами сдавал на станции сено. Только приёмщик подошёл к его телеге и сунул руку в стожок, чтобы проверить - не сырое ли, как где-то рядом ухнула бомба. Все дружно нырнули под хлипкие навесы. Да пугались зря. Немцы целенаправленно били по железнодорожному мосту, да так и не попали за всю войну.
Когда кончалась работа в колхозе, Ваня шёл в кузницу. Помогал кузнецу дяде Осипу разводить горн, насекать серпы и подковывать коней. Мастер ловко ухватывал деталь клещами и молоточком намечал удар, а уж Ваня поддавал кувалдой как следует. 
Так и колотили в то утро, пока не пришли заплаканные женщины.
- Что?!
- Война закончилась...
- Так радоваться нужно! - ответили кузнецы, а у самих слёзы на глазах...

«Буксиру отбой тчк»
Летом 1945 года Ваня Зеленов окончил школу и отправился в Рижский морской техникум учиться на судомеханика. 
А в 1947-м уже был на практике в Лиепае. Первый рейс - и сразу шторм. Маленькое судёнышко бросало по волнам так, что Ваня от качки позеленел. А рыбаки-латыши знай себе сало да рыбу жарят и ему предлагают...
Решил тогда - в море ему места нет. Но в следующий раз Балтика его приняла: тихая и гладкая, она теперь не мучила, а словно баюкала. 
Через год новая практика в Калининграде. Точнее в Пионерском, где его определили помощником механика на малый рыболовный траулер.
Пару раз успели выйти за треской, как механику понадобилось остаться на берегу. «Зеленов и один справится», - убеждал он капитана. Тот и согласился.
«Я, конечно, был польщён, - вспоминает Иван Алексеевич. Так и сказал: «Не пожалею сил, костьми лягу, но оправдаю!» А знаний-то не хватало. День отрыбачили, а на утро дизель не запускается. Давления не хватает, а аварийный компрессор вручную не заводится. Шлём радиограмму: «Требуется буксир тчк». Я всех подвёл... Целый день не выходил из машинного отделения. Даже на камбуз. Всё разобрал, «расходил» и всю ночь качал воздух в пусковой баллон. Руки стёр до кровавых мозолей, но дизель запустил. А больше у меня аварий в море не было».

Не было бы счастья...
«Настоящая жена моряка должна уметь не только всю жизнь ждать, но и быть хозяином в доме, - вывел когда-то чернилами Зеленов в своём дневнике. – Уметь готовить и шить, а также быть маляром, слесарем, электриком. Бывают ли такие жёны? Бывают!» 
Ведь как раз с такой он познакомился в 1948 году в больнице Светлогорска.
После войны рыбаки ещё долго тралом вытаскивали и бочки с ипритом и даже мины. Вот на одном МРТ бочку и открыли. А после самых любопытных с ожогами доставили в больницу. Зеленов поехал навестить, да и зачастил. Товарищей давно выписали, а он всё тут. Так запала в душу красавица-медсестра Анечка. 
В 1953-м они поженились. И долгие годы она ждала и встречала его, вела дом и растила сыновей. Но когда пришло время ребятам выбирать профессию, обоим сказала: «Только не в море! Я всю жизнь ждала! Не могу больше!» Послушали. Стали военными.

Моряки и чайки
После окончания мореходки Иван приехал на работу в Калининград. И отправился во вторую сельдяную экспедицию к берегам Исландии. 
Их СРТ-104 «Рассвет» осваивал круглогодичный лов сельди кошельковым способом. Обнаружив косяк (делалось это на глаз - где чайки кружат, там и рыба), спускали две большие лодки — доры. Они заводили трал и окружали рыбу, а потом её выбирали на траулер. 
«Рыбы было столько, что казалось, вода кипит, - говорит Зеленов. - Поднимем, обработаем - и в бочки. А потом на плавбазу «Тунгус». Когда рыба шла, и нам, механикам, приходилось работать на палубе. Я, например, закрывал бочки и затягивал обручи». 
Кстати, чайки помогали не только найти рыбу, но и предсказать погоду. Каждый моряк знает примету: «Если чайки сели в воду — жди хорошую погоду. Если чайки ходят по песку — моряку сулят тоску. Если чайки рвутся ввысь, ты, моряк, остерегись».

Экзаменовал шведов
В 1959 году Зеленов перешёл из УЭЛа в «Запрыбхолодфлот». Ездил в Финляндию достраивать танкер «Локбатан», на котором потом и работал.
Танкер снабжал промысловые суда пресной водой и топливом. И Иван Алексеевич обошёл на нём множество африканских стран, пересёк экватор, добрался до Канады. На этом же судне стал стармехом.
А в 1964 году перевёлся в Рефтрансфлот. Принимал в Швеции новый транспортный рефрижератор «Прибой». Это был первый корабль из серии, которую СССР заказал у шведов. (Затем в Гётеборге построили для Калининграда «Карла Линнея», «Уральские горы», «Крымские горы», а ещё несколько судов ушли на Дальний Восток.)
Зеленову поручили найти все недоделки и проследить, как их устранят. 

С Хрущёвым не здороваться!
На церемонию спуска на воду рефрижератора «Карл Линней» прибыл сам Хрущёв. 
«Всё было заполонено рабочими в синих комбинезонах, - рассказывает Иван Алексеевич. - От причала до стапелей раскатали ковровую дорожку. И мы встречали Никиту Сергеевича у самой воды. Привезли его на небольшом кораблике. Он сошёл на берег, постоял немного с нами. Здороваться за руку было запрещено. Потом прошёл к стапелям и выступил с речью. Сказал, что у нас в СССР строится много кораблей. Но и у шведов будем заказывать. Иностранцы захлопали. Потом Хрущёв пригрозил империалистам, которые норовят помешать сотрудничеству. И шведы снова захлопали! А затем по морскому обычаю жена Хрущёва разбила о борт нового корабля бутылку шампанского». 

Коварный лёд
В Девисовом проливе у Гренландии «Прибой» вошёл в тарельчатые льды. Эти льдины так называют за круглую плоскую форму. Обычно судам они не опасны. Но на беду один «блин» оказался верхушкой подводного айсберга. На него и напоролись.
В машине на сотрясение внимания не обратили. Капитан ход не сбавляет. Значит, порядок. Хорошо, боцман вовремя проверил танки:
- В таранном танке вода!
Пробоина!
Завели на неё «пластырь», откачали воду. А как чинить-то посреди океана? Идти тоже нельзя - щель расширится и переборка не выдержит...
Под руководством Зеленова залили цементом и потихоньку добрались до порта Сент-Джонс. Там уж водолазы-мурманчане помогли.

Последний причал
У Ивана Алексеевича Зеленова много наград. Первая - медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». А за нею уже целый ряд и среди них - орден Ленина и орден «Знак Почёта».
За то, что побеждал в соцсоревновании, был лучшим в профессии, внёс массу рацпредложений. За то, что первым перевёл судно с дефицитного топлива на мазут и вместо импортных дорогих дизельных масел применил отечественные. За то, что на «Прибое» внедрил систему непрерывного технического обслуживания.
На этом судне Зеленов был бессменным стармехом 20 лет. А потом отвёл его в Индию. Корабль на полном ходу врезался в берег и остался на песке. Чтобы рабочим было удобно резать его на металл...
А сердце до сих пор болит...
Разработано в АЛЬФА Системс