Кто в Кёнигсберге говорил на санскрите, зачем императора встречали солдаты в старой форме и почему некоторых друзей на обед приглашали только после похорон, читайте в сегодняшней публикации
Юлия ЯГНЕШКО
На прогулку по улице Госпитальной советуем отправляться в погожий субботний день, когда она пустынна, тиха и готова открыть все свои секреты.
Основная её часть проходит по бывшей Вартенбургштрассе — от сквера за башней Врангеля до пересечения с ул. Ген.-лейт. Озерова. Дальше она продолжается по прежней Бецценбергерштрассе, но почти сразу сворачивает налево, на улицу, которая раньше называлась Рейкештрассе.
Пропавшая улица
От бывшей Бецценбергерштрассе сохранился лишь отрезок с двумя домами (Госпитальная, 21 и 18). Тут мы вспомним об Адальберте Бецценбергере (1851-1922), в честь которого её назвали.
Лингвист и основатель балтийской филологии родился в Касселе, в семье германиста Хайнриха Эрста Бецценбергера. Окончил гимназию, учился в университете Гёттингена, занимался сравнительно-историческим языкознанием. Защитив диссертацию, преподавал в родной альма-матер и университете Мюнхена, где его увлекли индоевропейские языки.
В 1880 году Бецценбергера пригласили на должность профессора в Кёнигсберг, и он трудился в Альбертине более 40 лет. Два учебных года подряд избирался ректором, чего не случалось со времён самого первого руководителя учреждения Георга Сабинуса - с 1544 года.
Профессор основал журнал по проблемам и истории индоевропейских языков, опубликовал много трудов по истории литовского и латышского, по немецкому фольклору (история Куршской косы). Кроме того, занимался археологией региона, участвовал в обществе любителей древностей Пруссии, стал одним из основателей музея под открытым небом. Именно он в 1913 году, когда праздновали столетие создания прусского ополчения и открыли новый выставочный зал Kunsthalle (на ул. Проф. Баранова), организовал в нём первую выставку. (Тогда приезжал император Вильгельм II. Его встречали торжественно: почётный караул облачили в униформу 1813 года.)
Заслуги профессора были замечены. В 1884 году Бецценбергера избрали членом Гёттингенской академии наук, а ещё через 10 лет - член-корреспондентом Российской академии наук. Он имел награды: за долгую и верную службу Пруссии орден Красного Орла и орден Короны, а также российский орден Святой Анны 2 класса («Анна на шее»).
И последнее. В доме №18, который находится рядом с бывшим политехникумом, много лет жил первый руководитель этого учреждения Борис Маркович Карагоз (возглавлял политехникум с 1946 по 1980 год).
Жизнь посвятил Канту
Часть нынешней улицы Госпитальной, которая выходит к ул. Горького, в Кёнигсберге с 1925 года носила имя историка, доктора Рудольфа Рейке (вариант - Райке), признанного родоначальника архивного кантоведения.
Родился Рейке в Мемеле (Клайпеда), в 1825 году. В 27 лет окончил Кёнигсбергский университет и навсегда связал жизнь с этим городом. Работал в библиотеке Альбертины, а с 1858 года стал бессменным библиотекарем Королевской библиотеки. Заведовал он и знаменитой Валленродтской библиотекой. Известно также, что совместно с писателем и юристом Эрнстом Вихертом в 1863-1903 годах Рейке издавал «Старопрусские ежемесячные ведомости».
Имея свободный доступ к историческим источникам, Рейке занялся исследованием жизни и трудов Канта. Он отыскал много неизданных документов философа, а потом опубликовал его переписку.
Именно поэтому его просто не могли не включить в знаменитое «Общество друзей Канта». Этот союз существует и сейчас. А берёт он начало ещё со знаменитых трапез, которые устраивал в своём доме Иммануил Кант каждое 22 апреля на свои именины.
Увы, в 1804 году очередная встреча не состоялась — философ умер... Но уже через год все участники тех обедов снова пришли к дому друга и опять устроили трапезу. Так они хотели сохранить память о Канте в его родном городе.
Эта традиция не прерывалась до 1945 года. За обедом кто-нибудь выступал с речью. С лёгкой руки астронома Бесселя, основателя кёнигсбергской обсерватории, докладчика на будущий год стали определять при помощи... пирога, который подавали на десерт. А точнее, серебряного боба, спрятанного в нём. Кому доставался боб, тот и становился докладчиком. С тех пор и само Общество и трапезу называли «Бобовыми».
Когда кто-то из участников обеда умирал, приглашали новичка. Человек должен был быть выдающимся и, конечно, почитателем наследия философа. Именно таким образом в своё время и появился за столом Рудольф Рейке, который посещал его до самого преклонного возраста, а умер кантовед в 1905 году в возрасте 80 лет.
Секрет весом в 200 тонн
Напоследок откроем секрет. Рассказывая в прошлом номере об улице Ген.-лейт. Озерова, мы утаили одну достопримечательность. О ней известно всем жителям округи, но она скрыта от случайных прохожих.
Ещё в июле 2014 года как-то ночью во двор Инженерно-технического института БФУ им. Канта, куда и подводит улица Госпитальная, привезли... настоящий самолет! Он хоть и выведен из эксплуатации, но в рабочем состоянии, и если что, может взлетать.
Очевидцы говорят, что на специальную площадку между корпусами «Боинг 737-300» установили с большим трудом. Чтобы втиснуть его между зданиями, у самолёта пришлось даже демонтировать крылья. Поэтому его и не видно из-за различных строений.
«Боинг» - это тренажёр университетского авиацентра. Здесь учат действовать во время нестандартных ситуаций, проводят аварийно-спасательную подготовку экипажей.
Девушки-стюардессы, с которыми мы случайно столкнулись, тоже там занимаются. Ведь именно им придётся первыми оказывать помощь пассажирам, если с самолётом случится беда.
Кстати, они открыли и другой секрет. Оказывается, в бортпроводники набирают только красивых людей и... определённого размера! Девушек — до 46-го, а юношей — до 54.
О том же, что ждёт нас на остальной части улицы — бывшей Вартенбургштрассе, — читайте в следующем номере.