Иван да Марья

6 минут
Торт с такой надписью и цифрой 50 подарили родные на юбилей свадьбы Марии Ивановне и Ивану Андреевичу Апатенко весной этого года. Золотая свадьба!
А ведь, кажется, совсем недавно ещё был медовый месяц, который молодожёны провели в Калининграде начала 1960-х, застав его юным, растущим, перспективным

Юлия ЯГНЕШКО

О море Ваня мечтал с детства, начитавшись приключенческих книг и слушая рассказы старшего брата о военных годах. Брат Николай служил боцманом, и всю Великую Отечественную войну провёл на баржах, курсирующих между Баку и Сталинградом, снабжая войска топливом. Баржи не раз подбивались врагом и даже несколько раз тонули...
По подсказке брата Ваня и поступил в Мурманское высшее мореходное училище, выбрав специальность штурмана.
apatenko.jpg
А Калининград впервые увидел летом 1961-го, когда на учебном судне заходил в местный порт. Именно здесь, в городе с проблесками красно-кирпичной архитектуры и ещё не зажившими после мировой войны ранами, Иван решился опустить в почтовый ящик первую открытку для Марии.
Девушка понравилась ему с первого взгляда на танцах в клубе винницкого села Цыбулёвка, куда Ваня приехал погостить к другу. Потом случился роман в письмах, а в апреле 1962 года они поженились.
Оставив жену защищать свой диплом врача-стоматолога, молодой штурман Апатенко уехал по направлению в калининградское Управление Запрыбхолодфлота.

Шок в супермаркете
В Калининграде Ивана поселили шикарно, в самом центре, в здании межрейсового дома моряков, которое располагалось на площади Победы. Напротив – дом китобоев (сегодня здесь администрация города, а тогда - общежитие). Там всегда имелась бронь на проживание для прославленных китобоев. Потому так и прозвали.
Калининград поразил обилием зелени. И тем, что уже в апреле можно было позагорать и даже искупаться в Верхнем озере, на пляжах которого всегда было много отдыхающих.
Побывал на развалинах Королевского замка. Посещать его не запрещали и совсем не охраняли, хоть и постоянно говорилось, что он грозит обрушением. Побродил по верхним этажам - первые этажи и подвалы были завалены, вместо крыши – зияющие дыры. 
«Улица Фрунзе, Балтийский район - всё ещё были в развалинах, - вспоминает Иван Андреевич. - Только к семидесятому году руины практически исчезли. Помог визит Хрущёва, который успокоил, что город наш, советский, и загранице мы его не отдадим!»
В первый рейс 3-й штурман Апатенко отправился на БМРТ «Чернышевский», которым командовал тогда знаменитый капитан Григорий Носаль, - ходили за уловом к берегам США. На борту Ваню почти единогласно избрали секретарём комсомольской организации. Поэтому докладывать о работе экипажа по возвращении сначала на радио, а потом и на телевидении пришлось ему.
В следующем рейсе, когда в Ламанше повредили винт,  пришвартовались на ремонт в Швеции. Виз королевства у советских моряков не было, но капитан как-то добился, чтобы их группами выпускали на берег. Тогда Иван, как и многие ребята, впервые в жизни увидел супермаркет. Состояние от ассортимента и изобилия – шоковое... «Будет ли у нас когда-нибудь такое?» - думал он с горечью, вспоминая скромные прилавки «Маяка» и «Ромашки».

С комсомолом
В 1963-м перешёл на комсомольскую работу. Будучи инструктором отдела промышленных комсомольских организаций, ездил по области, проверял работу «первичек» на Янтарном комбинате, чулочной фабрике, на всех ЦБК и ЦБЗ, рыбоконсервном комбинате. 
«Мы занимались мелочами, - говорит Иван Андреевич. – Хотя, разве мелочами? Например, прогулы. Или невыполнение плана. Или, например, бросил комсомолец учёбу. Устраиваем собрание или на бюро вызываем: почему? Лодырь он, запил или другие причины? Лет через пять, бывало, его встречаешь – уже мастера или начальника цеха: «Спасибо, что подсказали...»
Осенью 1963 года вместе с комсомольцами города участвовал в   субботниках на острове Канта. Территорию расчистили, привезли земли, и ребята (не менее сотни) сажали деревья. «Так что в следующем году нашему парку будет уже полвека».
В 1964-м Иван Андреевич стал завсектором по работе среди рыбаков области. Отвечал за комсомольцев всей рыбной промышленности. Боролся за рост кадров. И к концу своей «комсомольской карьеры» его назначили завотделом комсомольских организаций обкома комсомола. 
«Сейчас, по-моему, очень не хватает такой организации, как комсомол, - считает ветеран. - Только не такой идеологизированной... Ведь мы боролись, чтобы вся молодёжь училась. Тогда и у государства будут специалисты, и у самих людей жизнь сложится. Чтобы к труду относились по-коммунистически, работали со знаком качества. Ну и чтобы семьи были крепкими. Разве плохо?»

Война в станице
В 1968 году Иван возглавил калининградский сводный отряд, который участвовал во Всесоюзном походе по местам боевой и революционной славы советского народа, штаб которого возглавлял маршал Советского Союза Конев. Такие отряды рыбаков со всех морей двинулись в Новороссийск, устраивая по дороге митинги.
После встречи с комсомольцами в Киеве, остановились на побывку в какой-то станице. Дело к вечеру. И вдруг тёмное украинское небо вспыхнуло!
- Вот черти! - подскочил Иван и бросился искать своих.
Оказалось, сначала местные жители угостили моряков виноградом. Потом арбузами. И, наконец, самогоном. А те в благодарность устроили для станичников невиданный салют из пиротехники, что везли с собой на слёт. Звуковые ракеты взмывали со страшным грохотом, и бабули, хорошо помнившие 1941 год, решили, что снова война. Началась паника... Замкомандира отряда Братышкину пришлось идти по хатам и извиняться.
На берегу Чёрного моря встретились делегации из Владивостока, Эстонии, Латвии, Одессы и Ленинграда. Мурманчане добрались на шлюпках (правда, волоком не тащили, брали в аренду у местных рыбаков). Все вместе совершили учебную высадку на Малую землю (тогда страна читала произведение Брежнева), а потом калининградцы  вернулись домой с первым местом!

***
Мария Ивановна 17 лет проработала в областной стоматологической поликлинике. Практически в режиме «нон-стоп», ведь поток людей шёл беспрерывный – 15 минут на человека. А иногда зубных врачей отправляли по деревням и весям области в специально оборудованном автобусе. 
В 1971 году Иван Андреевич вернулся «в море», работал в Западном речном пароходстве на огромных кораблях – волго-балтах, но ходил по-прежнему по Балтике, в Европу. Возили уголь, древесину, металлолом, удобрения. Оттуда – зерно.
«На реках штурману работать тяжелее, - говорит он. - До сих пор удивляюсь, как речники справляются? Мелей много. Туман сплошной... Шлюзы проходишь – по метру с каждого борта только остаётся. Ошибок допускать нельзя. Но я 27 лет проработал в пароходстве и ни одной аварии у нас не было».
...К Золотому юбилею супруги Апатенко подошли с хорошим «приданым»: дети – Дмитрий и Галина, и внучки – Алиса и Анюта. Они и дали наказ «новобрачным» – быть здоровыми и счастливыми. Присоединяемся!
Разработано в АЛЬФА Системс