Люди издревле облюбовали это место, очевидно, считая его не просто красивым и удобным, но и наполненным светлой энергетикой земли, целебной силой
Галина ЛОГАЧЁВА, фото автора
Примерно в двух с половиной километрах от центра Ладушкина к северо-востоку, на берегу Калининградского залива, археологи обнаружили древние захоронения и стоянки древних людей - и каменного и бронзового веков.
Территория эта нравилась также пруссам — именно здесь находилось у них святилище, где рос огромный дуб.
В его ветвях обитали боги: Перкунас (бог грома), Потримпо (бог молодости) и Патолло (властитель смерти). Дерево охранялось вайделотами (жрецами-прорицателями).
На расстоянии шага дуб окружали шесты с растянутыми между ними полотнищами.
За священную занавесь могли заходить лишь Криве (верховный жрец) и особо приближённые жрецы для проведения важных обрядов.
Возле дуба горел священный огонь, поддерживаемый вайделотами, обитала змея, пьющая молоко из плошки, лежали черепа человека, коня и быка.
Священный дуб Людвигсорта
XIII век оказался самым чёрным в истории пруссов. Практически на всём его протяжении они вели изнурительные войны с завоевателями их земель — рыцарями Тевтонского (Немецкого) ордена. На отвоёванных прусских территориях немцы уничтожали священные дубовые рощи.
Однако все дубы срубить не удалось. Как минимум один могучий исполин сохранился до наших дней.
Он стоит в центре Ладушкина, на территории бывшего сырзавода, через дорогу от таверны «Людвигсорт». Дереву больше девятисот (!) лет.
«Наш дуб — единственный в своём роде. В Европе, даже в России, равных ему нет, - комментирует, открывая нам ворота бывшего сырзавода, его охранник. - Приезжают смотреть на него экскурсии из Калининграда, России, немецкие группы. Некоторые осенью собирают под ним жёлуди. Надеются получить крепкие саженцы от знаменитого дуба».
В 2009 году тогдашний глава Ладушкина Олег Рассолов увековечил знаменитый дуб в граните на одном из перекрёстков дорог посёлка. На постаменте выгравировано пожелание: «Мудрости вам и долголетия».
Курорт Ludwigsort
Хотя Людвигсорт и основали рыцари Тевтонского ордена в 1314 году, но в письменных источниках он впервые упоминается в 1593 г. в связи с открытием тут государственной мельницы по производству бумаги из тряпья. Чтобы получить 500 листов писчей бумаги с водяными знаками, хорошего качества, требовалось израсходовать 12 кг ветоши.
Мельница проработала всего четыре года, после чего опекун и двоюродный брат безумного прусского герцога Альбрехта Фридриха подарил её некоему Георгу Остербергеру из Кёнигсберга.
Тот, в свою очередь, немедленно продал недавнее приобретение, после чего владельцы мельницы часто менялись, пока она не досталась в 1709 году принцу Людвигу фон Хольштайн-Беку.
Принцу так понравилось лесистое местечко, да ещё и неподалёку от залива, что он даже назвал его своим именем - Ludwigsort (Выбор Людвига).
Что же касается мельницы по производству бумаги, то её, просуществовавшую почти два века, благополучно закрыли. На её производственных площадях возник хутор площадью 190 га.
Ludwigsort переходил из рук в руки, пока в 1894 году здесь не построили вокзал на железнодорожной линии Диршау-Зеепотен (совр. Голубево-Тчев — сейчас Тчев - польский город, расположенный в низовьях Вислы выше по течению от Гданьска).
И Людвигсорт стал местом отдыха для многих жителей Кёнигсберга.
Сегодня он утратил статус курорта, но, тем не менее, здание вокзала по-прежнему используется по своему прямому назначению.
Последним владельцем Ludwigsort вплоть до 1945 года являлась семья Эммы Шмидт.
Католическая кирха
Монументальное здание католической кирхи построили в Людвигсорте в 1938 году. Выбрали для неё самое видное место, на возвышенности, в центре посёлка.
После войны её переделали под клуб для нужд переселенцев, а затем переименовали в Дом культуры.
В 2006 году здание подверглось глубокой реконструкции, и с этого времени в нём размещается Центр культуры, досуга и спорта.
О победе не узнал...
18 марта 1945 года, сломив сопротивление противника, части и соединения 11-й гвардейской армии (ею командовал Кузьма Галицкий) и 5-й армии (командующий Николай Крылов) овладели Людвигсортом.
А за день до этой победы погиб командир роты танков Т-34 1-го танкового батальона 2-й гвардейской отдельной танковой Витебской Краснознамённой орденов Суворова и Кутузова бригады гвардии лейтенант Иван Ладушкин.
16 марта ему приказали взять высоту в районе посёлка Дойч Тирау (сейчас его не существует, так как после войны прямо по посёлку проложили границу между СССР и Польшей. Ныне это район погранперехода Мамоново-Гжехотки).
У Дойч Тирау немцы приготовились обороняться основательно: возвели долговременные железобетонные и земляные огневые точки, подтянули несколько батарей противотанковых орудий, самоходные установки, а все подходы к местности заминировали и опутали колючей проволокой.
Наши танки подошли к оборонительным сооружениям противника ночью и атаковали их. От прямого попадания вражеского снаряда машина Ладушкина загорелась. И он, раненый, пересел в другой танк и вновь повёл роту в атаку.
Бились до утра, и на рассвете Дойч Тирау перешёл в руки Красной Армии. Однако узнать об этом 22-летнему Ивану Ладушкину не довелось: он погиб. Звание Героя Советского Союза ему присвоили посмертно.
По некоторым сведениям, похоронен Ладушкин на мемориальном комплексе в Бранево, участок XII, могила №126.
А родился герой 22 октября 1922 года в алтайском селе Корчино в крестьянской семье. После окончания семилетки переехал в Алма-Атинскую область, поступил на рабфак, а затем в Казахский педагогический институт.
16 июня 1940 года его призвали в ряды Красной Армии. После окончания отделения авиационных техников Балашовской школы пилотов, с июня 1942 года находился в действующей армии на должности авиатехника. В августе 1943 года Ладушкин окончил Тамбовское военное танковое училище и снова попал в действующую армию. Командовал танковым экипажем, взводом, ротой. Был тяжело ранен, после выздоровления вернулся в строй.
Мечтал после войны стать садоводом. Всё рассказывал, как прекрасны яблони в цвету, которые он видел в горах в Алма-Ате…
Дело жизни
На сегодня важной достопримечательностью Ладушкина можно считать православный храм имени великомученика Димитрия Солунского.
Его изготовили в Минске белорусские мастера по уникальной карельской технологии - из дерева и без единого гвоздя.
Освятил храм митрополит Калининградский и Смоленский Кирилл (ныне Патриарх Всея Руси) 4 мая 2003 года.
Инициаторами появления храма стали Станислав Дембицкий, в разное время возглавлявший местный зверосовхоз «Береговой», а также Ладушкинскую администрацию, и Михаил Гриб.
Гриба калининградцы, может, помнят по Балтийско-Белорусскому торговому дому, он стоял у истоков его создания. Помогал в приобретении в 2004 году памятника Франциску Скорине, белорусскому первопечатнику, что сейчас на улице Александра Невского перед зданием университета. В 2006 году при содействии Михаила Иосифовича на улице Кутузова открыли сквер российско-белорусской дружбы. Будучи предпринимателем, опекал он школы-интернаты, детские дома и ветеранские учреждения.
За вклад в дело духовного объединения России и Белоруссии, укрепления дружбы народов двух стран, Патриарх Московский и Всея Руси Алексий наградил Михаила Гриба орденом Русской православной церкви «Святого Благоверного князя Даниила Московского» третьей степени.
Скончался Михаил Иосифович Гриб в 2010 году. А вот храм, к созданию которого он приложил свои силы, стоит и радует людей.
Место упокоения
Братская могила в Ладушкине находится у трассы, ведущей в Мамоново. Расположена на двухуровневой террасе, к которой ведёт широкая лестница.
22 июня прошлого года у мемориала были торжественно перезахоронены останки 28 военнослужащих РККА, эксгумированных в феврале 2016 года поисковиками РООП КО «Совесть».
Мученик
Поскольку храм великомученика Димитрия Солунского делали белорусские мастера, то и самые первые иконы доставляли сюда из Минска.
В том числе подарили очень редкую чудотворную икону Богородицы «Хлебная». И, конечно же, икону великомученика Димитрия Солунского (она с правой стороны иконостаса).
В июне 2011 года резчик Опенешев изготовил в иконописной мастерской храма преподобного Серафима Саровского в Светлогорске второй ряд иконостаса для храма.
Что же касается святого великомученика Димитрия Солунского, то он жил в III веке нашей эры, был сыном римского проконсула в Фессалониках (сейчас Салоники), принял там мученическую кончину. Этот святой всегда особо почитался на Руси, считается, что родители Димитрия имели славянские корни.
Например, в 1194-1197 годах великий князь Владимирский Всеволод III Большое Гнездо, в крещении Димитрий, «создал церковь прекрасную на дворе своём, святого мученика Димитрия, и украсил её дивно иконами и писанием» (т. е. фресками). Димитриевский собор и поныне является украшением древнего Владимира.
Одно из ценнейших изображений святого - фреска на столпе Владимирского Успенского собора, принадлежащая кисти преподобного инока-иконописца Андрея Рублёва.
Почитали святого Димитрия и в роду святого Александра Невского. Старшего сына он назвал в честь этого великомученика.
Почитание Димитрия Солунского тесно связано у русских людей с защитником Руси, великим князем Московским Димитрием Донским, который «о церквах Божиих весьма печаловался, а страну земли Русской мужеством своим держал: многих врагов, встающих на нас, победил и славный град свой Москву стенами чудными оградил».
Куликовская битва, за которую народ нарёк Димитрия Донским, стала первым общерусским национальным подвигом, сплотившим вокруг Москвы духовные силы наших людей.
Князь Димитрий Донской считался большим почитателем святого великомученика Димит-
рия. В 1380 году, накануне Куликовской битвы, он торжественно перенёс из Владимира в Москву главную святыню Владимирского Димитриевского собора - икону великомученика Димитрия Солунского, написанную на доске его гроба и принесённую в 1197 году из Солуни во Владимир.
В память воинов, павших в Куликовской битве, Русская Православная Церковь установила для общецерковного поминовения Димитриевскую родительскую субботу. В первый раз эта панихида была совершена в Троице-Сергиевом монастыре 20 октября 1380 года Преподобным Сергием, игуменом Радонежским, в присутствии самого великого князя Димитрия Донского.