Улица Ген.-лейтенанта Озерова или Schindekopstrasse

5 минут
На что благословил патриарх, куда исчезают порывы молодых и чей кабриолет встречали здесь овацией и цветами, читайте в новой нашей экскурсии

Юлия ЯГНЕШКО 

В Кёнигсберге улица Генерал-лейтенанта Озерова проходила по Шиндекопштрассе (от Советского проспекта до Знойной) и Августа-Виктория-аллее (сейчас это улица Тельмана).
Основная часть улицы с 1911 года называлась в честь верховного маршала Тевтонского ордена Хеннинга Шиндекопфа. Его тяжело ранили копьём в лицо в битве под Рудау (Мельниково), когда в феврале 1370 года он защищал земли ордена от вторжения литовцев. Скончался маршал по пути в Кёнигсберг, в местечке Кведнау (Северная Гора) и был похоронен в монастыре Святой Магдалены, который находился на южном берегу Нижнего пруда.

Дважды не герой
После войны улица именовалась Северной, а с 1975 года носит имя генерал-лейтенанта Озерова (1899 – 1971), о чём напоминает мемориальная доска на доме №2. 
Фёдор Петрович Озеров был родом из Курской области, из большой семьи, где воспитывали 13 детей. В 16 лет пошёл работать токарем, а в 1918-м был призван в Красную Армию и участвовал в боях с белополяками.
Рослый, начитанный парень, умевший выступить на собрании, стал большевиком, быстро пробился в командиры. Окончил курсы «Выстрел», военную академию им. Фрунзе и Военную академию Генштаба. В 1940-м стал командиром стрелковой дивизии, с которой и встретил Великую Отечественную войну на польско-литовской границе.
Его дивизия, отбив первые атаки фашистов, готовилась к контрнаступлению, но поступил приказ - отойти под Каунас. Стрелки держали оборону до 26 июня, но потом попали в окружение. И всё же комдив сумел вывести солдат к своим.
skulpture.jpg
Озеров блестяще спланировал и осуществил массу операций. В 1943 году, будучи начальником штаба Волховского фронта, разрабатывал план, который сорвал попытки фашистов восстановить блокаду Ленинграда. Участвовал в сражениях за Курск и Новгород.
В Курской битве Фёдор Петрович понёс свою самую большую потерю: в боях на дуге погиб его сын Владимир, командир тяжёлого бомбардировщика... 
В Восточной Пруссии, где Озеров командовал 50-й армией, его талант полководца раскрылся в полной мере. 50-я сокрушила эшелонированную оборону противника, взяла штурмом Кёнигсберг, уничтожив более 11 тысяч солдат и офицеров и пленив 25 тысяч. 
Внучка генерала Вера Николаевна Гуртовая на сайте Бессмертного полка рассказала, что его дважды представляли к званию Героя Советского Союза. Сначала в Литве, когда он вывел из окружения целый армейский корпус. Потом уже под Кёнигсбергом.
В первый раз Звезду помешало получить пребывание в окружении. Во второй — только что полученный им орден Суворова. Вторая награда так быстро не полагалась даже генералам.
Вера Николаевна рассказывает, что её дед был душой компании,  доброжелательным, скромным человеком. Отличался прекрасной памятью, аналитическим складом ума, ясным и чётким языком, хорошо владел пером. Любил спорт, особенно футбол. 
... «Вам, Фёдор Петрович, выпала честь начать возрождать этот город, - сказал маршал Василевский, назначая Озерова первым начальником Кёнигсбергского гарнизона после капитуляции фашистов. - Так что действуйте по-советски, как действовали бы, скажем, на родной курской земле».
Но долго возглавлять гарнизон не пришлось. Уже в июле 1945 года Озерова назначили начальником штаба Смоленского военного округа. Несколько лет преподавал он в Высшей военной академии им. Ворошилова, возглавлял кафедру тактики высших соединений, а в 1954-м уволился в запас. 
Однажды Озерова вызвал к себе Сталин. Они поговорили, но никаких предложений не последовало. Наверно, крупный, располневший, слегка медлительный генерал не понравился Сталину. Прощаясь, генералиссимус посоветовал Озерову конные прогулки, чтобы тот сбросил вес.
Умер Озеров в 1971 году от сердечного приступа. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. 

Тут рисуют лики
Однако отправимся на прогулку по улице. 
В строении под №17б в 1966 году открыли городское профтехучилище №13. Там готовили кадры для опытно-конструкторских бюро завода «Кварц»: слесарей, токарей, фрезеровщиков и др.
В 1978 году при нём учредили мастерскую по обработке янтаря (сегодня она — единственная учебная в России), а потом стали учить ювелиров, дизайнеров и художников росписи по дереву. Сегодня это Художественно-промышленный техникум, в котором с благословения Патриарха Кирилла обучают и иконописцев. 
Одной из выпускниц заведения была нынешний преподаватель техникума Надежда Жирикова. Кстати, недавно она участвовала в росписи нашего Кафедрального собора Христа Спасителя. 

Дом весны и зимы
Миновав виадук 1927 года постройки, подходим к дому №№20-24, подъезды которого украшены большими барельефами.
Утверждают, что здесь у немцев находился Дом поощрения ремёсел и промыслов. Поэтому на фасадах видим фигуры рыбака и крестьянина. Остальные барельефы «женские», символизируют времена года. «Зима», например, изображена с муфтой и на коньках. 
Однако в списке памятников культурного наследия это строение числится почему-то не как общественное здание, а как жилой дом начала 20 века...
Автором барельефов называют знаменитого скульптора Кёнигсберга Эрнста Филитца. Родился он в Понарте в 1891 году (Понарт - район Кёнигсберга, сейчас он называется Московским), был учеником Брахерта. Занимался и живописью, особенно ему удавались пейзажи темперой (красками, растёртыми на яичном желтке). В апреле 1945 года он погиб вместе с женой в подвале своего дома, где прятался во время штурма...  

От школы до института
Теперь пройдём к зданию №57, где расположился Инженерно-технический институт БФУ им. Канта. Построили его в 1930 году по проекту архитектора Малвица для Высшей торговой школы.
Перед входом на парапете когда-то стояла скульптура «Молодёжный порыв» (автор - Альбрехт Хельфрид), но она утрачена.
В 1946 году здесь начал работу Целлюлозно-бумажный техникум. В 1958-м  учреждение преобразовали в политехникум, присоединив к нему энергетический техникум. Кстати, с основания учреждения до 1980 года его возглавлял Борис Маркович Карагоз, мемориальная доска которому установлена в коридоре первого этажа института.

И о кабриолете
Наверняка кто-то из наших читателей приходил на улицу 30 апреля 1956 года, чтобы приветствовать правительственный кортеж. Советская делегация возвращалась из Великобритании через наш город, и в кабриолете ЗИС-110 ехали Никита Сергеевич Хрущев с товарищем Булганиным. Помните?                              
Разработано в АЛЬФА Системс