В преддверии всемирного дня книги, который отмечается 23 апреля, «Гражданин» заглянул в необычное пространство - книжных людей и человеческих книг.
Книги здесь живут, доживают, а иногда — рождаются. Но это не библиотека, не букинистическая лавка, а Дом
Юлия ЯГНЕШКО
Расположился Дом книги под самой крышей высотки, где прежде размещалась редакция «Калининградской правды».
«На лифте до восьмого этажа, потом налево и ещё этаж по лестнице», - инструктирует нового гостя по телефону Лариса Аветисян, хозяйка Дома книги.
В небольшое помещение через огромные панорамные окна заглядывает, кажется, весь город, но посетителям интересней другой вид — на книги.
А они тут везде — на стеллажах, полках, подоконниках. Их можно полистать, почитать, можно поговорить о них.
Люди и книги
«Начиналось всё со странного букинистического магазина, - рассказывает Лариса Микаэловна. - Там могли накормить и напоить, дать совет, почитать книжку, а цены были такие низкие, что… А в 2011 году открылся Дом «Люди и книги», где мы, без грантов и другой поддержки, стали жить по принципам: уважаем человека, уважаем книгу, трудимся, пропагандируем чтение, сохраняем чистоту русской речи и, как кто-то однажды выразился, архаичные ценности — уважение к старшим, помощь младшим, равенство. Не абстрактно, а конкретно.
Мы убрали цены с книг, и так родился Дом. Сегодня это исключительно моё место. Могу сказать, Дом книги - это я. И моя задача не заполнить чей-то досуг, а напрячь голову и душу человека. Сюда может прийти любой, в режиме свободного доступа взять книгу и оставить за неё столько денег, сколько может. Кстати, этот принцип долго вызывал недоверие.
Среднестатистический портрет читающего человека сегодня - женщина 35 лет, с высшим образованием, незамужняя или с проблемами в семье, которая самостоятельно воспитывает ребёнка».
Умереть достойно
Книги можно не только забрать, но и принести. Чтобы их потом приютил кто-то другой.
Правда, Лариса Микаэловна формулирует процесс книговорота иначе:
«Я помогаю книгам достойно умереть. Это не пессимизм. Это правда. Бумажная книга, как предмет, умирает. В 1990-х её тоннами выбрасывали на мусорку. Теперь все читают электронную. Но это не страшно. Страшно, что умирает литература...
А книга, как и человек, должна умирать достойно. Чтобы её использовали до конца».
Их так много читали
В Доме можно найти и новенькие книги. Лариса издаёт их сама, сама же и переплетает. Чтобы как можно больше людей прочитали книжки, которые она считает важными для формирования лучших человеческих качеств.
Для тех, кто вырос, - «Приключения Робинзона Крузо» Даниэля Дефо или рубаи Омара Хайяма (рубаи — жанр лирической поэзии Востока, стихотворные афоризмы, - прим. авт.).
А маленьких читателей порадуют «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Пушкина и «Щелкунчик и Мышиный король» нашего земляка Эрнста Теодора Амадея Гофмана.
«Многие проблемы взрослых могли бы быть решены хорошей литературой в детстве, - уверена Лариса Аветисян. - То, что не может дать родитель, может дать художественная литература. Неизмеримо больше! Рассказать про честность и совесть. Кто сегодня говорит с ребёнком про совесть?.. Хотя издательство для меня - это уже уходящая история».
«Я пришла сюда впервые, - говорит одна из посетительниц Татьяна Кирьяк. - За книжкой Владислава Крапивина. Люблю его рассказы и повести с детства. Увидела, что тут её переплели, и пропустить не могла».
А сама уже открывает книгу за книгой, выбирая на полке самые зачитанные экземпляры.
«Их так много читали, - улыбается она. - Хочется узнать, что в них такое есть, что тронуло всех этих людей».