В ноябре 2017 года в Калининграде появятся новые правила землепользования и застройки (ПЗЗ). Их разработкой, выиграв в декабре 2016 г. конкурс, занимается «Южный градостроительный центр» из Ростова-на-Дону. Та же организация, которая готовила Генплан города. Об этом серьёзном документе мы говорим сегодня с председателем депутатской комиссии горсовета по градорегулированию и земельным ресурсам Валерием Макаровым
Татьяна СУХАНОВА
В середине марта городская администрация и депутаты уже должны получить от разработчика первые картографические материалы. Каким образом жителям с ними ознакомиться?
Валерий МАКАРОВ: - Их разместят на сайте администрации, после чего начнутся встречи с калининградцами, где люди смогут вносить в документ свои замечания и предложения.
Вообще Правила должны разрабатываться в три этапа. И на каждом этапе к разработке будут подключаться архитектурное сообщество, строители, депутаты, естественно, жители.
Правила должны быть понятными и удобными, ведь по ним Калининграду не только жить, но и развиваться.
Чем отличаются правила землепользования и застройки от Генплана?
В.М.: - Задача Генплана — распределить территории в городе так, чтобы соблюдался баланс зон (жилых, промышленных, общественных, зон отдыха, зелёных зон…) Есть нормативы проектирования, где прописано, сколько на 1000 жителей должно быть мест в школе, в детском садике, какой должна быть транспортная доступность, сколько мест отдыха…
А вот в Правилах уже более детально прорабатываются функциональные зоны. Если жилая застройка, то какая? Какой именно этажности? Сколько на конкретном участке будет стоянок? Какой будет обеспеченность населения конкретного участка зелёными насаждениями, спортивными площадками, местами отдыха? И т. д.
Получается, что уже сейчас детально проектируется каждый микрорайон, каждый участок города. А могут ли жители реально влиять на корректировку Правил вот на этом этапе, на этапе их разработки?
В.М.: - Не просто могут, а должны. Этот год для калининградцев очень важен, поскольку именно в 2017-м будут приниматься судьбоносные решения по каждой конкретной территории (строить/не строить, что именно строить). Людям нужно вникать в эти разработки, подавать свои замечания и предложения именно на этом этапе, а не когда участок перед домом будут огораживать забором и рыть там котлован.
В прошлом году, перед принятием Генплана, администрация города организовывала сотни публичных обсуждений, провела сотни встреч. На одном из этапов работы над документом получили около 600 замечаний. И вот в процессе этих дебатов, поступления предложений, Генплан постоянно корректировали.
И не только население, но и Правительство РФ в лице Минэкономразвития участвовало в согласовании этого документа, согласовывало его и Правительство Калининградской области, он проходил экспертизы, и только потом мы принимали Генплан на заседании горсовета.
Точно такая же процедура широкого обсуждения с людьми по районам, микрорайонам, с общественниками, профессиональными союзами предусмотрена и при разработке правил землепользования и застройки.
Безусловно, документ, прежде всего, готовится для населения, для комфортного проживания людей, но Правила важны ещё и для инвесторов. Ведь инвестор должен понимать: что можно строить и в каком объёме, что нельзя. Он, перед тем как начать вкладывать в объект деньги, должен принять правильное решение об инвестировании. (Неважно, жильё это или промышленная площадка, или общественное здание).
В Правилах будет учитываться проект «Сердце города», по которому уже прошли конкурсы?
В.М.: - Да, зонирование, конечно же, будет проводиться в соответствии с двумя прошедшими международными конкурсами, которые организовывало бюро «Сердце города». Там в технической части прописывались восстановление замка и старой немецкой застройки исторических немецких средневековых городов: Кнайпхофа, Альтштадта и Лёбенихта.
Но я думаю, что тот проект, который называется «Сердце города», требует кардинальной переработки. (Ведь в каком-то смысле он был принят силовым путём, узким кругом людей.)
Недаром же врио губернатора Антон Андреевич Алиханов, проведя совещание по Дому Советов, сказал очень важные слова: приоритет должен быть отдан именно его достройке. Это достаточно политическое решение. Такое решение по сути ломает всю архитектурную концепцию проекта «Сердце города», которая была основана на принципе восстановления средневековых городов и, в первую очередь, замка.
Решение врио губернатора я считаю правильным. Проект «Сердце города» на бумаге выглядел, конечно, как красивая картинка. Но на деле был экономически утопическим. Ну невозможно людей, живущих в XXI веке, понудить жить так, как жили в Средние века. Сейчас совершенно другие требования и к домам, и к обеспеченности транспортной инфраструктурой.
Например, некоторые улицы Кнайпхофа были так узки, что по ним не могли разъехаться две повозки! А были и такие, что и пешеходы протискивались с трудом, потому что расстояние между стенами было в метр шириной!
Проект «Сердце города» не учитывал использование людьми исторического пространства центра. Социологические вопросы оставались в стороне.
А должно быть наоборот: сначала социологи и экономисты должны готовить предложения и расчёты, а потом уже архитекторы воплощать в жизнь их осмысленные идеи.
Мне говорят: проект «Сердце города» рождался под эгидой привлечения в Калининград туристов. Слушайте, да наличием современных зданий ещё больше можно привлечь туристов! Современная архитектура позволяет создавать очень интересные сложные проекты и их воплощение мы можем видеть в других городах!
Так что я считаю, что надо отложить идею проекта «Сердце города» до того момента, пока сами калининградцы, профессиональное сообщество архитекторов и строителей не придёт к единому мнению: каким же всё-таки должен быть центр.
Впрочем, пока разрабатываются только Правила землепользования и застройки. Когда их примем, приступим к разработке Проектов планировок территорий (это будет в 2018 году). И они тоже должны обсуждаться публично. Поэтому к проекту «Сердце города» ещё будут возвращаться много раз. Работа по нему продолжится. Всё ещё впереди.