Расчленённые тела, а в лучшем случае оторванные части тела – результат беспечных, попросту безумных гуляний по рельсам. Владимир АНТОЩУК, начальник вагона охраны труда на Калининградской железной дороге - филиал ОАО "РЖД", рассказал, насколько безрассудны у нас люди и напомнил, что жизнь дана одна
Наталья ИГОРЕВА
В прошлом году железнодорожниками потрачено 54 миллиона рублей на организационно-технические мероприятия, на безопасность граждан. Новый пешеходный переход в районе улицы Емельянова (Новинский пер. - Ржевский 3 пер.) стоил 2,8 млн, построили ограждения по станциям Чкаловск, Кутузово, установили знаки, плакаты по всей области, выпускаются буклеты, календари и памятки для школьников.
- Но жители сносят предупреждающие знаки, игнорируют все правила, надеются на авось, - переживает Владимир Николаевич. - Например, на одной только улице Первомайской ограждение восстанавливали более десяти раз.
Дети на рельсах
В 2013 году сотрудники ЖД провели 15 открытых уроков в школах - №№13, 8, 3, 39 и других, но, в первую очередь, в тех, где произошли несчастные случаи. Например, в сентябре: ученицы 4 и 2 класса на станции Кутузово (в районе Невского-Богатырской) пролезли через заборы и по рельсам гуляли, как по бульвару. В какой-то момент та, что постарше, говорила в наушниках по телефону и не слышала сигнала электрички. От удара локомотива девочка отлетела, стукнувшись об опору моста, получила открытую черепно-мозговую травму. Машинист поймал легковушку, чтобы ребёнка доставили в больницу. Слава богу, она сейчас жива и здорова.
В 2011-м погиб 15-летний подросток в районе Сельмы, где сейчас строится автомобильный мост: шёл посреди колеи, не обращая внимания на сигналы электропоезда.
Навстречу трагедии
Анализ специалистов ЖД показывает, причина беды одна – «иду, где в голову взбредёт, плевать на правила и законы».
- Писаны эти правила кровью тех, кто пострадал, потому не зря их писали, - говорит Антощук. – На улице Брусничной установлены настилы, информационные плакаты, переходы, постоянно ведём разъяснительную работу. Всё равно жители идут, где им удобно, хотя в десяти метрах переход. Последний наш десант выявил там 10 детей-нарушителей, а взрослых - в 2 раза больше. Граждане переходят железнодорожные пути в неустановленных местах, не убедившись в отсутствии локомотива, не пропускают состав, тем самым подвергают опасности себя и других. В прошлом году в том районе двигался поезд на Балтийск. Машинист издалека увидел 14-летнего мальчика, идущего вдоль путей, заранее сигналил. В какое-то мгновение подросток стал переходить линию, потому что был в наушниках и не слышал сигнал. За 120 метров машинист предпринял экстренное торможение, но наезда предотвратить не удалось – потому что только тормозной путь составил 128 метров. Парнишка погиб на месте.
От поезда не уйти
Родители должны разъяснять ребёнку, как переходить переезд. Но часто, к сожалению, они сами нарушают правила и отрицательный пример подают своим детям.
Недавно на пешеходном переходе на Нарвской, где установлены и знаки, и ограждения, и пешеходный настил, погиб 21-летний юноша.
- Видимо, он считал, что состав должен пропустить его. Машинист пытался затормозить, но бесполезно. У железнодорожного транспорта большой тормозной путь...
Почему поезд не тормозит, как машина?
Это просто невозможно. Тормозной путь автомобиля весом 1,5 тонны, движущегося со скоростью 40 км/ч, около 15 метров в хорошую погоду (в дождь и снег увеличивается в 2-3 раза). Вес локомотива 60 тонн, плюс вес одного вагона примерно 50 тонн (в составе их штук 10) — понятно, что тормозной путь такого состава - минимум 300 метров и останавливаться он будет медленно. (Здесь же нельзя заклинить колеса и тормозить юзом.) А если взять грузовой, где 50 вагонов, то его торможение - почти километр (700-900 метров).
«Храбрые» создают аварии
Наказание для смелых просто смешное - штраф 100 рублей.
Как-то утром на Нарвской нетрезвый пешеход увидел движущуюся электричку и перед ней принялся вытанцовывать на рельсах. Машинист применил экстренное торможение. Негодяй отскочил, думал, что убежит, но его задело, сломал ногу. С ним провели работу, но он пообещал железнодорожникам ещё и не такие выкрутасы проделать.
В душе машиниста
Даже после совершения несчастного случая машинист обязан двигаться дальше, не дожидаясь полиции, везти пассажиров. Он остановится, если пешеход живой, окажет первую медпомощь, возьмёт в поезд или срочно «попуткой» отправит в больницу. Если же мёртвый - оттащит в сторону и обязан продолжить движение (через диспетчера вызвать прокуратуру). Например, в Чкаловске сбили пьяного человека, машинист доставил его в электричке на Северный вокзал. А по приезду, где его уже ожидала скорая, гражданин сбежал. Водителю же локомотива – травма надолго.
Сумасбродство детей не знает границ
Была и такая печальная история, в районе Южного вокзала. Четырнадцатилетние: два парня и три одноклассницы пролезли на опоры моста на улице Железнодорожной, где ходит электричка. Здесь категорически запрещено находиться, там всё огорожено. А мальчики показывали себя перед девчонками, какие они крутые: прыгали с опоры на опору. Кирилл А. залез на верхние – фермы. Когда сорвался, пытался удержаться и зацепился за провод. Там напряжение контактных проводов - 3,3 тысячи киловольт… Один такой перегорел только у мальчика внутри, в теле. У него истлело всё, но он был ещё живой, когда его снимала бригада, смог сказать свою фамилию, в больнице умер.
«Зацеперы»
Десятилетний Кирилл В. (школа №39) с приятелями на о.п. Киевская катались на вагонах, зацепившись за лестницу на цистернах. Он свалился, при падении рука попала под колесо – её отрезало. Испуганный ребёнок побежал в школу, спрятался в раздевалке и сидел там, плакал. Его нашла уборщица: ей сказал, что машина сбила. Друзья тоже сразу ничего не рассказали...
Молодёжь, «зацеперы», ездят на сцепном устройстве, между вагонами, на крышах вагонов, прыгают на вагонах.
- Примером же у нас служит телевизор. Подростки видят в кино знаменитостей, скачущих на поездах, и начинают им уподобляться, копировать трюки. И поражает их электротоком. Это у нас на участке 3,3 тысячи киловольт, а в Москве ездят поезда, для эксплуатации которых применяют 27 тысяч киловольт. При приближении менее двух метров, не касаясь этого провода, человек может быть поражён наводящим током. Что и случается, но люди не думают об этом, особенно молодёжь и эти «зацеперы», которые висят на подножках.
Конечно, сравнивать Калининград со столицей невозможно, и всё же - по Московской области в день погибает до 10 человек. В год – 1000-1200.
Застрял на рельсах
Автомобилисты часто нарушают правила. Переезды полностью оборудованы, но многим же надо скорее проехать. Если машина сломалась на шпалах, её надо немедленно покинуть, и, увидев состав, бежать ему на встречу (не по рельсам! – примеч. авт.) и подавать сигнал остановки: круговое движение рукой ярким шарфом, рубашкой, курткой.
-Это прописано в правилах дорожного движения, но 70 % водителей не знают ни правил, ни как подавать сигнал.
Место самоубийц
Чаще всего для сведения счётов с жизнью жители используют переезд на перегоне Чкаловск-Калининград-Северный, посредине Сельмы.
В прошлом году там был суицид – бросился мужчина под поезд, погиб.
- Кому надо, перелезут любые ограждения и сделают то, что наметили, - считает Владимир Антощук. - На переезде «Нарвский», где улица Сибирякова, пенсионер-инвалид хотел свести счёты с жизнью. У него трудная ситуация: жена – лежачая, инвалид 1 группы, дочь - инвалид 3-й, у него самого 2-я. Человек не выдерживал такой нагрузки. Ему 70 с лишним лет. Но он был только травмирован, остался живой, мы провели с ним беседу, вроде, всё понял.
Справка: В 2013 году в Калининградской области под поезд попали 11 человек – 8 из них погибли. (Чаще в утренние часы и праздничные дни.)
***
Солдат-срочник, возвращавшийся со службы, выскочил из поезда на маленькой станции и побежал за бутылкой водки. Когда поезд уже тронулся, он успел только зацепиться за поручень нерабочего тамбура. Не удержался, сорвался – ему отрезало обе ноги и руку.