Созидатель

16 минут
«Чего ты на стройку пришёл? Иди в проектный институт. Там твоё место», - поначалу только такие «тычки» от начальства и слышал в свой адрес Валерий Макаров. Действительно, склонность была к инженерным наукам. Но ещё и характер…

2734.jpg

Юлиана ЧЕРНЯВСКАЯ

Мама Валерия Макарова, в девичестве Ида Бауэр, по национальности немка, появилась на свет в селе Николаевка, что неподалёку от Пятигорска, в 1917 революционном году. Места эти уникальны тем, что с 1801 года здесь находилось первое поселение выходцев из Западной Европы — шотландских миссионеров Эдинбургского библейского общества. Которых, по велению императора Александра I, направили на Кавказ «с целью распространения трудолюбия, ремесла и христианства среди горских народов магометанского и языческого исповедания». В 1809 году к ним из Саратовской губернии присоединились первые немецкие семьи. Переселенцы наладили маслобойню, кирпичный, известковый и даже кожевенный заводики. 

Голодомор
В начале 1930-х волна голодомора докатилась и до этих тихих мест. Чистота, благоустроенность - всё вспоминалось теперь как сон. Первое время держались. Сначала лошадей ели, потом собак... А к 1933 году вымерло всё село. Ида осталась круглой сиротой. Девочка-подросток теперь должна была заботиться о себе сама. Мыкалась по чужим домам, убирала, стирала. Лишь бы накормили. Выжила чудом. 
В 1941-м Иду Бауэр отправили в Грозный. Обучили на водителя трамвая. В Грозном она и вышла замуж. Избранник тоже был водителем, управлял грузовиками и самосвалами.

Мальчики
Поселились молодожёны Макаровы в одноэтажном доме на улице Гудермесской. Кроме них там жили ещё несколько семей. Удобства на улице компенсировались аж двумя комнатами.
- В 1951 году родился Саша, мой брат, а через три года – я, – рассказывает Валерий Макаров. - Родни по отцу было много - баба Наташа (мать отца) и ещё несколько братьев-сестёр. Даже когда папа ушёл из семьи, родственники продолжали общаться. 
Маме пришлось хлебнуть. Одному сыночку 9, другому – 6. Да только за ручку водить их некогда. Ида Егоровна устроилась при домоуправлении дворником. Сначала просто улицы убирала, потом бригадиром стала. Ни свет, ни заря, а уж метлой, да лопатой машет. Потом бежит на другой конец города - там вторая работа ждёт, а, бывало, подряжалась и на третью. Как хочешь, так и крутись, а детей на ноги ставить надо. 
Что такое «делать с детьми уроки», их мама и знать не знала - всё делали самостоятельно. 
Старший, Александр, увлекся кино и вскоре выучился на киномеханика. 
А Валера, помимо школьных занятий, полюбил спорт. Сначала волейбол, потом перешёл в акробатику. Но вот в 7 классе всерьёз «заболел» тяжёлой атлетикой.  

Мастера
Тренировались на Стадионе ручных игр «Спартак», что в центре Грозного. Там были круговые трибуны на 10 тысяч мест, а под ними - пространство. Вот там и занимались.
- На этом стадионе Высоцкий с концертами выступал, – вспоминает Валерий Михайлович, и с улыбкой добавляет – Бывало, идёшь на тренировку через главный вход «Динамо», а там, слева, в гимнастическом зале Турищева упражняется…
(Людмила Турищева — четырёхкратная олимпийская чемпионка, многократная чемпионка мира и Европы, Заслуженный мастер спорта СССР, - прим. авт.).
Нужно отметить, что Чечня подарила Союзу не одну плеяду звёзд и чемпионов. Так, Ибрагим Кодзоев — первый тренер Валерия Макарова, ныне - Заслуженный, воспитал более 200 мастеров спорта СССР. 16 из них - международного класса, а трое – стали Заслуженными мастерами. 
Воспитанники Ибрагима Абибулатовича не раз становились чемпионами СССР, Европы, мира и Олимпийских игр.
Кстати, сам Валерий Макаров - Мастер спорта СССР, и сейчас является вице-президентом Федерации Калининградской области по силовым видам спорта.

Поединок
Начало 1970-х. Тогда, пожалуй, и состоялся первый серьёзный поединок Макарова. С одной стороны помоста стоял тяжелоатлет, без пяти минут мастер спорта - Валерий Макаров, с другой – студент-третьекурсник факультета промышленно-гражданского строительства Грозненского государственного нефтяного института - … Валерий Макаров. Бороться предстояло самому с собой. 
На одной чаше весов - многолетние тренировки, которые начали приносить ощутимые дивиденды в виде побед. К тому же, Валерий уже успел познать вкус тренерской работы – преподаватели настолько были уверены в нём, что, уезжая на соревнования, доверяли вести занятия с новичками. 
На другой чаше - сопромат, термех, и, на их базе, дисциплины -железобетон, фундаментооснования, металло- и деревянные конструкции… И тоже безумно интересно! 
Получилось два увлечения, нужно выбирать. 
Институт всё же «перетянул».

Храм науки
Грозненский государственный нефтяной институт, в котором с 1971 по 1976 год учился Валерий Макаров, был одним из старейших ВУЗов страны. Основанный в 1920 году, буквально через десять лет он получил статус союзного значения и невероятный материально-технический потенциал. 
А какой научно-педагогический состав! Айрапетов, Гужов, Дородницын, Магомадов, Миллионщиков, Тимрот, Фёдоров… Список величайших светил советской науки можно продолжать.
Случайных людей здесь не было. 
Защищались тут же, на кафедре ковали кадры непрерывно. К середине 70-х в институте была сформирована собственная мощная научная школа. Занимались фундаментальными разработками в области нефтегазовой отрасли, теплофизики и строительства. 
- После распределения однокашники разъехались по всему Союзу, но мы до сих пор держим связь, - говорит Валерий Макаров. И с горечью добавляет: - За время второй Чеченской войны здания института были разрушены. Тогда многие его сотрудники и студенты пропали без вести или погибли. С 2007-го разрушенный институт начали восстанавливать. Новый корпус отстроили практически на прежнем месте. Ездил в прошлом году по родным местам, видел своими глазами - Грозный из руин подняли. 
Ещё встретился с другом детства Лечей Дахтаевым. Не виделись со школьного выпускного. Прошлись по всем местам где жили, учились. 
Нашли, хоть и с трудом, могилу бабушки Наташи. Привели в порядок. Валерий Михайлович договорился с людьми, чтоб ухаживали за ней до следующего его приезда.
Побывали в селе Комсомольском, Леча родом оттуда. Вспомнили, как ходили классом в поход, как прожили в горах три незабываемых дня. Столько лет уж прошло, а до сих пор в памяти та извилистая дорога, по которой уходили во взрослую жизнь, и полный надежд рассвет…

Толчок
При распределении у новоиспечённого инженера-строителя была возможность самому выбрать город для стажировки. Выбрал Калининград. Считал, что в эти края только на три года, как бы в командировку. 
Город встретил «радушно». На первой же остановке парня, воспитанного в традициях Кавказа, кто-то толкнул. Потом снова и снова. 
-  Я не мог понять – что за город такой?! – вспоминает свои первые впечатления Валерий Макаров. - В Грозном, если тебя кто-то задел, он должен ответить за это. Но здесь таких расхлябанных так много оказалось, что пришлось смирить пыл дуэлянта.
Первое время жил в общежитии строителей на ул. Красной. Потом к Валере приехал брат. Тоже хотел погостить лишь немного, но понравилось здесь, решил остаться. В 1978 году обменяли грозненскую квартиру на квартиру в Гурьевске и перевезли маму.  

Ступени 
Профессией увлёкся с первых дней. Хотя дело жизни далось не сразу. Невзлюбили как-то «заумного теоретика» начальники. 
Однокашники уже до прорабов «доросли», до начальников участков. А Макаров три года всё в мастерах ходит. 
К тому же, сильно мешал грозненский менталитет – «пусть для других ты никто, но ты - самый главный всё равно». 
А если «главный» сказал, значит должно быть сделано. Только с работягами разве так сладить? 
- Им дашь указания, а они делают, что хотят. Или ничего не делают, - вспоминает свои первые шаги по стройке Валерий Михайлович. - Оказывается, надо было другими методами «мотивировать».  
Был у Макарова ещё один «грешок» - очень любил вносить рацпредложения. Хлебом не корми, дай арматуру или ещё чего пересчитать. «Экономический эффект» это называлось. До него целая контора поработала, уже всё и вся просчитали, а тут он со своей «рацухой» все карты путает. Потому начальство таких, шибко умных, и не любило, выдавливало. 
1979 год стал переломным. Боевое крещение принял в СМУ-4, огромнейшем по тем временам управлении.
Первый объект на улице Куйбышева - жилой дом и производственный комплекс для общества слепых. Дом стоит и поныне. Там же рядом возвели следующий – Станцию защиты растений. И так десятки зданий по всему городу - больницы, школы, детские сады, жилые дома. Заслуженный Строитель России Валерий Макаров трудился практически на всех ключевых стройках города. Это Дом Советов, Дом Связи, Дворец пионеров, гостиница «Калининград», ресторан «Ольштын», кинотеатр «Октябрь». Особо запомнилось строительство плавательного бассейна СК «Юность». 

Дважды в одну воронку
Бассейн «Юность» был под пристальным присмотром партийного начальства. На планёрки горисполкома всегда вызывали начальника строительного объединения – чтоб каждый шаг докладывал. Да и заказчик, тогдашний директор «Юности», тоже не прост. По воспоминаниям Валерия Михайловича, Семён Корецкий - супер-мужик был, вникал в каждую мелочь. Под таким вот прицелом и случился курьёз. 
Рабочие СМУ-4, под руководством на тот момент уже главного инженера Макарова, залили 50-мет-
ровую ванну бассейна бетоном и облицевали её плиткой, решили проверить сделанное на прочность. Наполнили водой, выждали положенное время и воду спустили…  вместе с плиткой. 
Это ж скандал, если кто прознает! Срочно закрыли здание по всему периметру от посторонних глаз и начали устранять огрехи. 
«И тут вдруг смотрю — Корецкий!  Вскарабкался как-то по окнам и фотографирует это безобразие! – эмоционально рассказывает Валерий Макаров. – Думал, ну всё, «заложит» начальству. Не сносить головы! Но обошлось, Семён нас не выдал». 
На этом история не закончилась. Когда объект окончательно подготовили к сдаче, нужно было сделать «генеральный прогон».
Залили воду, ждут. Всё хорошо, кафель на месте. 
Но видимо на радостях рабочие забыли перекрыть кран. На утро весь первый этаж в воде по щиколотку. Ну, всё! Теперь точно расстреляют. 
В горком тут же поползли слухи: «Бассейн закрыли, не иначе что-то у них там неладно». Благо, потоп случился в пятницу. Потому как ровно к 9 утра понедельника к главному входу бассейна съехался весь автопарк горкома и парткома. 
- Здравствуйте, товарищи! – бод-ро встретил «народный контроль» Макаров. - Вы по какому к нам поводу?!
- Ну как же! Вот тут у вас, говорят… - партийные начальники, переступая порог, осеклись. 
Всё чисто, сухо, работа идёт своим чередом, на ЧП никакого даже намёка.
Хитрость состояла в том, что в выходные помещение сушили тепловыми пушками.  А пока мощные генераторы гоняли горячий воздух, рабочие успели все недостатки поправить. 

С места в карьер
Как назначили главным инженером - это отдельная история. 
Приехал как-то на участок начальник управления Юстин Готовко (руководил СМУ-4 с 1975 по 1981, - прим. авт.) и говорит: «Значит так. Нас в трест переводят. Главным инженером СМУ-4 будешь ты». 
И всё. Поставил перед фактом. 
«А я же не прошёл все стадии. Нужно начальником участка поработать, пороху понюхать. На практике-то ничего не знал, - вспоминает Валерий Михайлович как из прораба пришлось «прыгнуть» на место главного инженера. - Перешёл в головное здание на Театральную, а ко мне в кабинет никто не обращается. Какой толк, пустышка ж, без опыта». 
Назначенный руководителем СМУ-4 Крупицкий тогда долго с ним мучился, однажды даже выговорил в сердцах: «У всех главные инженеры есть, а у меня пустое место». Только через два года «реабилитировал» Макарова. Когда тот стал лучшим инженером. А до этого честно ненавидел. 

Проверка на прочность
Надо отметить, что бассейн «Юность» был самым сложным объектом того времени. Его бетонирование стало поистине испытанием для главного инженера. Это сейчас хоть тысячу кубов можно залить «играючи». А тогда, в 1989-м, считалось новаторством. Бетонировали саму ванну более суток. С одного конца уже бетон заливают, а на другом ещё опалубку доделывают. Остановить нельзя. И все эти 28 часов Макаров с рупором простоял на ногах. Помнит, что под конец охрип и сорвал голос. 
Как строили Дом Советов, тоже хорошо запомнилось.  
По воспоминаниям Валерия Михайловича, это было интересное время: 
- Пришёл на участок прорабом, тогда возвели только 5-й этаж. А всю коробку в два с лишним десятка этажей достроили практически за два года. Работали в три смены. Мне тогда очень повезло. Я в хорошие руки попал, к Николаю Брускову.
Николай Мартынович на Доме Советов работал начальником участка. И, по словам Валерия Макарова, это был самый опытный и лучший начальник участка в Калининграде. Всё держал в своих руках. У него можно было «подсматривать» – что, да как, и многому научиться. 
К 1991 году стилобатная часть с залами и приёмными первых секретарей обкома и горкома была полностью закончена. Осталось только наклеить обои. Но грянула перестройка и про Дом Советов как-то забыли. 
Не обидно ли: столько трудов, а не у дел? 
- Конечно, - с долей сожаления отвечает Валерий Макаров. - Но Дом Советов таким образом спланирован, что прочный бетонный каркас хоть сейчас можно переделать. К примеру, под административное здание или гостиницу. Выдержит не одну перестройку и простоит ещё не один десяток лет. Построен на века.

Новый поворот
Февраль 1992 стал судьбоносным. Снова пришлось выбирать. Причём, не одному Валерию Макарову. 
«Калининградстроем» в те времена руководил Пет-
ров. Характер у начальника объединения был резким. Многие на него «зуб точили», ибо, не разбирая особо, любил «головы рубить».
И вот собрались однажды все 28 руководителей подотчётных ему предприятий и избрали большинством голосов нового руководителя – Ильина, бывшего главного инженера. 
Об Ильине нужно сказать особо. Он – мэтр, второго такого нет. 
- Когда я только приехал в Калининград, то даже мечтать приблизиться к нему не мог, - вспоминает Макаров. - Это всё равно, что мечтать приблизиться к солнцу. На такой профессиональной высоте был этот человек, и, я считаю, на ней остался.
Для Ильина избрание стало сюрпризом, поскольку в тот момент ему предложили возглавить строительный отдел облисполкома и назначение на должность было уже подписано.
- Ух, и пришлось тогда его уговаривать, – говорит Валерий Михайлович. - Согласился, но с условием, что на место главного инженера приду я. 
Конечно, заманчиво. Но и «синицу из рук выпустить» не просто было. С 1989-го СМУ-4 стало арендным предприятием, которое перестало отдавать объединению всю свою прибыль. 
На эти деньги буквально за два года построили три дома, обеспечили всех работников жильём. На горизонте «замаячили» первые дивиденды. 
- Мне 37 уже было, хотелось какого-то роста, - объясняет своё тогдашнее непростое решение Валерий Макаров. - Чтобы  развиваться, нужно почаще срываться с насиженного места.
В итоге - получил в подчинение почти три десятка промышленных предприятий. Это заводы ЖБИ-1, ЖБИ-2, карьер, Управление механизации, Автобаза, домостроительный комбинат.
Когда шёл работать в объединение, отчётливо понимал, что опять будет та же самая ситуация, в которой бывал не раз — года два, пока новичок, будут ненавидеть. 
Но всё сложилось по иному сценарию. Проработал всего с полгода и… объединение фактически перестало существовать - в стране началась приватизация и все предприятия стали самостоятельными. А само объединение с аппаратом в 300 человек осталось никому не нужным. Здание на ул. Генделя, 5 занимало пять этажей и на Театральной ещё кучу кабинетов. И что со всем этим делать?..

Начинаем всё сначала
Три года кошмара… Фондодержателям-громадинам, таким как  УПТК, досталось всё - ДОЦ на Ялтинской, металлообработка на Печатной, асфальтовый завод по Мамоновскому шоссе, бетонный завод  и огромные склады на Туруханской. У той же «Строймеханизации» - и автобазы и техника. А у строителей – ничего. 
К 1996 году часть предприятий всё же удалось объединить и возглавить. Это были, в основном, те организации, которым терять было нечего. Потому что в активе у них – ничего. 
Сначала Управление механизации присоединилось. Потом Автобаза. Фактически, это стало для них спасением. 
Так и был создан «Калининградстройинвест». 
Развиваться, причём интенсивно, начали примерно с 2000 года.
С тех пор прошло 15 удивительных лет.  По сути, за это время, были созданы новые производства - «ДСП» (дорожно-строительное  предприятие), новый асфальтовый завод, полностью реконструирован бетонный узел. В строительство карьера ЖБИ-2 инвестировали 400 млн собственных средств. Причём, этот проект начали с нуля, как говорится – «с чистого поля».
Каждый год холдинг «запускает» новые проекты. К примеру, оконное производство, завод тротуарной плитки. 
Первый свой дом начали строить в 2000-м. Потом, года за три, построили второй. Сдавали по три тысячи квадратных метров, потом чуть больше, и ещё больше. Сегодня холдинг способен построить целый микрорайон. Кризисы приходят и уходят. А жизнь продолжается. Так мир устроен, и это не означает, что в сложные времена не нужно строить планов.
- Любое развитие — обыкновенная синусоида, - говорит Валерий Макаров. - А потому, есть периоды падений и периоды взлётов. Главное, чтобы было желание развиваться. 

По зову души
Осенью прошлого года Валерий Макаров ездил в паломническую поездку на Святую гору Афон с отцом Владимиром, настоятелем Храма Святого Равноапостольного князя Владимира в пос. Чкаловск.
- Эти четыре дня перевернули моё сознание, – делится впечатлениями Валерий Михайлович. - Внутреннее преобразование происходит очень быстро, за какие-то часы ты входишь в особый ритм. Там у тебя нет ни телевизора, ни интернета. Да, в общем-то, там ничего этого и не нужно. Молитвослов, вода, да немного провизии. Вот и всё.
Жили в монашеской келье. Участвовали во всех богослужениях. Ещё, по настоянию отца Владимира, читали в слух божьи заповеди. Столько ситуаций через себя «преломляли», что спорили и спорили. Полночь уж давно наступила, а мы всё договориться не можем. Что делать? Давайте отца Владимира будить! Он это «зерно» посеял, пусть он и рассудит. А через два часа уж на молитву вставать надо. 
Питались очень скромно - сухарик утром, чай или каша пустая. Вечером такая же аскетичная трапеза. Но вот парадокс, есть совершенно не хотелось. Даже ни одной мысли о еде. 
Так случилось, что в одном из монастырей настигла буря. Дождь лил стеной, циклон полностью отрезал от мира. 
- Умом я понимал, что ни морем, ни по воздуху это место нам не покинуть, – говорит Валерий Михайлович. - Но в тот момент ничего не волновало. Было лишь ощущение полного единства. Единства с Богом.

Валерий Михайлович МАКАРОВ
Депутат горсовета Калининграда, председатель комиссии по градорегулированию и землепользованию.
Заслуженный строитель РФ.
Генеральный директор холдинга «Калининградстройинвест».
Председатель совета директоров завода «ЖБИ-2».
Вице-президент Федерации по силовым видам спорта Калининградской области.
Попечитель Храма Святого Равноапостольного князя Владимира. 
Разработано в АЛЬФА Системс