#Победа80

Что хотят, то и рубят

6 минут
Калининградская межрайонная природоохранная прокуратура (КМПП) была создана четыре года назад. В 2014 году она выявила более тысячи нарушений природоохранных законов в нашей области, от жителей поступило 308 жалоб

Наталья ИГОРЕВА

Сегодня на наши вопросы отвечает Денис КИМ, калининградский межрайонный природоохранный прокурор. 

Денис Вячеславович, коротко перечислите главные задачи вашей прокуратуры.
Денис Ким: - Надзор за исполнением федерального законодательства об охране окружающей среды: атмосферного воздуха, земли, водных объектов, зелёных насаждений.
Тогда сразу проблема: в ноябре под окнами дома по ул. Беланова, 29, на придомовой территории, мастер по благоустройству местной УК вырубила алычу и две вишни без согласования с администрацией города и жильцами...
kim.jpg
Д.К.: - Мы вмешаемся. И всё же, за неправомерно вырубленными деревьями должны и обязаны следить и другие органы: в первую очередь - городской отдел охраны окружающей среды, админстративно-техническая инспекция (АТИ) и служба по экологическому контролю и надзору при правительстве КО. Мы отслеживаем, конечно, чтобы рубили обоснованно. Но, скажем так, мы более глобально защищаем права и интересы граждан и государства, следим, чтобы не нарушали федеральное законодательство и Конституцию.
Некоторые жители недовольны вырубкой деревьев по Светлогорскому шоссе…
Д.К.: - Там есть предписание ГИБДД убрать деревья для безопасности движения. Сейчас мы проверяем обоснованность его выдачи. Но на том участке трасса очень узкая, а скорости высокие. Жизнь человека или дерева - всё-таки разные ценности. Ради нового выезда по «Сельме» полегло порядка 10 тысяч деревьев. Обидно, и наша прокуратура там массу проверок сделала. Даже возбуждено уголовное дело, потому как строители лишнего махнули. Но какая отличная и нужная там сейчас дорога! 
Приведите примеры неправомерной рубки.
Д.К.: - Это все незаконные вырубки в лесах. Вот в лесу Славского района вырубили дубы. Ущерб нанесён на сумму более 100 тысяч рублей. Дуб дорого стоит, потому что это деловая древесина, которая идёт на строительство, изготовление дверей и мебели. Даже один дуб оцениваться в 120-130 тысяч. Цена зависит от толщины ствола.
Сосна, срубленная в лесу или под окнами дома, стоит более 50 тысяч. (Уголовная ответственность за незаконную вырубку наступает при ущербе в 5 тысяч — прим. авт.).
Кто именно чаще всего нарушает закон и уничтожает зелёные насаждения? 
Д.К.: - Конечно, застройщики. Но есть порядок. Чтобы снести дерево, надо оплатить порубочный билет и компенсационную стоимость. 90%  проверок по жалобам на незаконную вырубку заканчиваются тем, что почти все имеют порубочные билеты. То есть дураков в Калининграде нет, только редкие дикари. Вообще такой билет получить не сложно, хотя ловим и на коррупциогенных факторах.
Коррупциогенные факторы – это что?
Д.К.: - Допустим, требование у жителей лишних документов, непредусмотренных законодательством, или отсутствие сроков рассмотрения заявлений, или двойное толкование норм и правил. Это ведёт к коррупции или может привести к коррупции. Задача прокуратуры пресекать такое на корню. К примеру, житель хочет вырубить дерево, идёт в администрацию за порубочным билетом. А у него требуют документы, не имеющие отношения к запрашиваемым действиям: к примеру, разрешение на строительство, выписку из кадастра - по федеральному законодательству эти документы не нужны. То есть создаются препятствия к получению порубочного билета. А человек вынужден бегать по инстанциям и собирать справки. 
И что в ваших в силах сделать?
Д.К.: - Вынести, к примеру, протест. Привлечь к дисциплинарной, административной, уголовной ответственности. 
А как прокуратура узнаёт о нарушениях или коррупции?
Д.К.: - По плановым проверкам, от общественных организаций, по заявлениям жителей — они у нас, между прочим, активные и неравнодушные. К примеру, в прошлом году было громкое дело: нам очень многие жаловались на загрязнение реки Лесной. Оказалось, ООО «Продукты питания» произвело сброс неочищенных вод в реку. Прокуратура подсчитала ущерб, причинённый окружающей среде, в 30 миллионов рублей, хотя суд решил взыскать 3,3 млн.
Главные водоёмы в Калининграде: ручей Парковый, реки Лесная, Преголя, озёра Верхнее и Нижнее. У нас и с ними проблемы?
Д.К.: Чаще всего их загрязняют крупные предприятия, имеющие разрешения на сбросы. Поскольку они либо сливают больше положенного, либо недостаточно очищенные. Так, в декабре 2014-го, выигран суд по ущербу на 800 тысяч рублей: ООО ЖКХ «Мамоново» сливало бытовые отходы в залив.
В ручей Парковый, протекающий через областной центр, выходят более 80 выпусков и сливают туда, что ни попадя. Пока остаётся проблемой установить, кому эти выпуски принадлежат. Проверки очень долгие, сложные и дорогостоящие.
Наверное, можете выделить и проблемные районы?
Д.К.: - Часто и много жалуются жители посёлка Прибрежный, потому что там промзона. Осенью, например, установили, что шесть предприятий превышают нормативы загрязнений воздуха. Например, ООО «Балткерамика (выброс бензопирена в атмосферу превышает в 2,6 раза). ЗАО «Метупак» аналогично. Штрафуем их, но чище ненамного. 
К Калининграду претензии по застройке. Вырубаются деревья, леса, на их месте возводят строения и предприятия. В январе КМПП направила иск в суд: в посёлке Космодемьянского садовое общество расширилось за счёт городского леса. По сути – самозахват. Прокуратура требует: всё вернуть в собственность РФ и в состав горлесов, не допустить вырубки и прочего. 
Похоже, это не единичный случай…
Д.К.: - То же по Гвардейску и Правдинску: местные администрации раздали участки, которые вышли за границы лесного фонда. Если бы прокуратура вовремя не вмешалась, их бы застроили, и область потеряла бы 5 гектаров леса. В прошлом году в посёлке Малиновка Гурьевского района 2 гектара лесного массива забрали. В лесу нельзя ни строить, ни вырубать! 
Ещё дело: бывший мэр Калининграда в 1998 году предоставил гражданам садового общества «Лесное» участки в лесу, 8 участков по 6 соток – почти 5 гектаров. (Это Чкаловск, новый съезд с «Сельмы»). А это - лесной фонд России. Так никаких лесов не хватит!
Как узнаёте о таких, по сути, самозахватах земли?
Д.К.: - Когда начинают регистрировать право. 
И как нам сохранить наши леса?
Д.К.: - Нужна кропотливая работа нескольких служб одновременно. И «Рослеса», и кадастровой палаты. Вот, ООО «ТИС–Диалог» проложило оптоволоконный кабель у трассы по Балтийскому шоссе в посёлке Космодемьянского. Вообще без документов, просто закопали и всё! А любые сети являются объектом капитального строительства. Сотрудники «Горлеса» (директор Юрий Робилко, – прим. авт.) сообщили в прокуратуру, что кто-то там копался, просили разобраться. Мы через суд требуем сейчас всё демонтировать! 
А как в Калининграде с атмосферным воздухом?
Д.К.: - Много выбросов бензопирена – от сжигания топлива автомобилей. Особенно, когда «пробка» из 150-200 авто на холостом ходу, скапливаются выхлопы, экологическая обстановка в этом месте оставляет желать лучшего, нежели там, где машины просто проносятся. 
Как можно оценить экологию в Калининграде?
Д.К.: - Для областного центра вполне удовлетворительно.

Основные нарушения законов по области за 2014 год:
• загрязнение атмосферного воздуха – 116 случаев 
• сброс отходов ТБО (мусор) – 161
• об охране земли – 34
• о лесопользовании - 21
• коррупциогенные факты — 41
Разработано в АЛЬФА Системс