Почему в школе держали кур, как ловили военных преступников, где обитает единорог, и о каком подвиге нам напоминают лиловые цветы сирени, читайте в этом номере
Юлия ЯГНЕШКО, фото автора
Район Розенау (ныне Московский), по которому проходила улица в Кёнигсберге, вошёл в городскую черту в начале прошлого века. И тогда в этих местах ещё были и пашни и луга. Кстати, «Розенау» в переводе означает «розы на лугу» - звучит очень романтично.
Сама улица Иерусалимерштрассе (Космодемьянской) вела в предместье Иерусалим (ныне мкрн. Московское на ул. Подп. Емельянова). Потому она и называлась так. А главным строением на ней была народная школа. Впрочем, как и сейчас — там размещается школа №5.
Школа имени Яна
В Кёнигсберге это была Ян-шуле. Краевед Губин считает, что она носила имя Фридриха Яна (1778-1852), теолога и языковеда. Другие полагают, что так её назвали в честь футболиста, который был спонсором учреждения.
Здание выстроили в 1892 году на фундаменте из валунов бывших крепостных сооружений. Массивный фасад облегчали арочные окна и витражи над входом. Внутри тяжесть мощных потолков немного скрашивали колонны: они плавно перетекали в высокие своды. Стены украсили барельефы по сказочным мотивам.
В 1928 году центральную часть здания приподняли на один этаж фахверковым способом (из балок сложили каркас, заполнив промежутки кирпичом), построили спортзал и бассейн.
О шалунах и лохах
Во дворе школы рос тополь. Устав учреждения даже приближаться к нему запрещал, а нарушителя на месяц исключали из школы. Дело в том, что на дереве висел термометр. И мальчишки пытались подогнать его показания (зимой кусочками льда, а летом натирая изо всех сил), чтобы их отпустили домой из-за «мороза» или «жары».
У дверей в классы имелись «лохи» - отверстия, через которые директор мог послушать, что происходит внутри. И узнать, кто сегодня набедокурил.
Говорят, что в войну завхоз, квартира которого была прямо в школе, держал на чердаке кур, чтобы подкормить учеников. И что однажды (в 1990-е годы) уже в школу №5 пришла немолодая немка по имени Урсула, и сказала, что она дочь этого завхоза, а на чердаке нашла чайник, в котором носила воду для птиц.
Орден на знамени
Во время штурма города здание почти не пострадало. Поэтому весной 1945-го в нём расположился 132-й пограничный Минский полк войск НКВД СССР.
Его бойцы охраняли тылы действующей армии, ликвидировали остатки фашистов по лесам и конвоировали пленных. В Литве, к примеру, взяли в плен полковника Ротклифса, который, будучи комендантом Орши, «славился» садизмом и массовыми казнями.
В Кёнигсберг полк вошёл на рассвете 9 апреля 1945 года за 11-й гвардейской армией. Солдаты выкуривали из подвалов фанатично сопротивлявшихся гитлеровцев, а потом фильтровали людские потоки, отлавливая нацистов, военных преступников, бойцов фольксштурма, дезертиров и изменников Родины.
В Понарте (район завода «Янтарь») нашли личного секретаря гауляйтера Восточной Пруссии, который пытался смешаться с мирным населением.
Именно в здании на Иерусалимерштрассе Уполномоченный НКВД СССР по Восточной Пруссии генерал-полковник Аполлонов наградил это подразделение орденом Красной Звезды, прикрепив его на знамя полка.
Школа на пятёрку
1 сентября 1946 года в этом здании снова заработала школа, и за парты сели 119 советских детей. Эту школу открыли пятой по счёту. Такой номер она и носит до сих пор.
Здесь помнят первого директора - Акима Артамоновича Проскурина, фронтовика, офицера, который вёл уроки истории. И Фёдора Семёновича Бобровского - учителя труда, мастера на все руки: слесарь, плотник, кочегар и даже бухгалтер. Он составил главный технический документ здания: в обычной тетрадке начертил коммуникации и записал все названия (с табличек их переводила учительница немецкого). А труб в школе, которая отапливалась торфом и освещалась газом, было достаточно!
Вожатая Нинель Фёдоровна Соловьёва рассказала, что ребята ездили в Москву, встречались с мамой Зои Космодемьянской, и дружина с тех пор носила имя её дочери.
Где живёт единорог
Приглядитесь к дому №30-38. Над каждым подъездом своя хаус-марка - «фамильный герб» в стилистике наивного искусства, которым помечали своё жильё ремесленники и торговцы ещё со Средних веков. Тут, к примеру, можно найти единорога, бегущую лань, играющих собак.
И за неё отомстили!
Сегодня улица носит имя первой женщины, удостоенной звания Героя Советского Союза – Зои Космодемьянской.
... Осень 1941 года – самый напряжённый момент битвы за Москву. Приказ Сталина: лишить немцев возможности располагаться в домах, выгнать на мороз. А значит, жечь деревни...
Сразу за линией фронта группа добровольцев, в которой была и 18-летняя Зоя, красноармеец в/ч 9903 штаба Западного фронта (на самом деле диверсионной школы), нарвалась на фашистов. После боя дальше двинулись лишь трое. В их числе и Зоя.
Ночью 27 ноября комсомольцы подожгли дома в деревне Петрищево, где располагалась радиоразведка врага, но потеряли друг друга и, переждав день в лесу, девушка пошла на задание одна. Тогда её и схватили.
Допрашивали, избивая ремнями. Она молчала. Несколько часов водили босую по снегу... Она молчала. Назвала только своё имя — Таня...
Наутро всё было готово к казни — и петля, и табличка «Поджигатель», которую повесили ей на грудь, и фотоаппараты, чтобы заснять её смерть. Девушку подвели к виселице под руки, она встала на ящик, а когда ей набросили на шею верёвку, крикнула: «Всех не перевешаете! Нас 170 миллионов. За меня отомстят товарищи!» Хотела крикнуть что-то ещё, но ящик выбили у неё из-под ног...
Тело фашисты не позволяли снимать месяц, а сами, когда напивались, кололи его штыками...
Увы, в 1990-е, когда всё советское считалось позорным и лживым, одна за другой пошли «сенсации». Утверждали, что Космодемьянская поджигала дома мирных жителей, без приказа, что была больна психически (мол, в 1939-м попала в больницу не с нервным срывом из-за конфликта с одноклассниками, а с шизофренией). Только документы и показания очевидцев это опровергают.
В память о Зое, имя которой стало символом подвига, назван астероид и сорт сирени со светлыми лиловатыми соцветиями, а в нашем городе - улица в Московском районе.