Варген в переводе с прусского - плохой, злой. Так жители Самбийского полуострова называли городище, что сейчас в семи километрах от Калининграда, на берегу Школьного пруда. Здесь прусские вожди держали невольников, которых продавали на местных рынках
Галина ЛОГАЧЁВА, фото автора
Более живописного места, чем пруд Школьный, трудно и найти. Добраться до него можно по Люблинскому шоссе. Наблюдала много раз: машины там останавливаются, люди выходят и фотографируют сказочно красивые пейзажи, причём, в любую погоду. Не смущает никого, что «Водоканал» поставил здесь свою запретительную табличку: «Зона строгого санитарного режима источников питьевого водоснабжения. Нахождение посторонних лиц запрещено».
Привлекает проезжающих и не так давно установленный на земляном валу у пруда информационный щит, где рассказывается о некогда существовавшем тут городище Варген, заложенном ещё в раннем железном веке (II в. до н. э. - I в. н. э.).
В далёкие языческие времена в этих местах бежал хрустально чистый ручей. Древние жители Самбии, расширив его русло до размеров пруда (сейчас он называется «Школьный»), соорудили на берегу земляную насыпь, увенчанную деревянной крепостью с частоколом. И назвали её так же, как и волость, - Варген. (В районе современного Котельникова.)
В 1255 году эту деревянно-земляную крепость атаковали и сожгли крестоносцы под предводительством чешского короля Оттокара II Пржемысла. Местный прусский вождь по имени Лайде перешёл со всеми домочадцами на сторону тевтонов, и тем самым спас свой род от уничтожения.
А тевтоны неподалёку от захваченной крепости отстроили небольшой орденский замок, прикрывавший северо-западные подступы к Кёнигсбергу от набегов литовцев.
«Судовский угол»
Готовясь к масштабному вторжению в Литву, Орден насильно, применяя оружие, в конце XIII века выселил большую часть прусского племени судовов, обитавших на юго-востоке Пруссии, на Самбийский полуостров, в том числе в волость Варген.
Судовов выбрали не случайно. Они активно и успешно сопротивлялись крестоносцам, часто выступая совместно с литовцами. И на границе с Литвой образовалась «мёртвая зона». Она нужна была тевтонам и как плацдарм для нападения и в качестве «обезвреживания» самой беспокойной территории.
Однако немецкие источники эту страницу истории трактуют по-своему. Например, орденский хронист Пётр из Дуйсбурга пишет: «Многие бесконечные войны велись с судовами; я умолчу о них ради краткости. А после того как один человек, Иедет, благородный родом и нравом, могущественный и богатый, вождь судовов из Кименова, не смог больше выносить столь частых и суровых нападений братьев, он со всеми чадами и домочадцами и с 1500 людьми обоего пола пришёл к братьям и был крещён. Но Скурдо, вождь другой части Судовии, презирая истинную веру, со своими людьми отправился в землю Литвы; и так земля Судовии по сей день пребывает в запустении».
Место выселения судовов в земли Самбии назвали «судовским углом». Здесь часто поднимались мятежи против тевтонов. Однако род Лайде, местного прусского вождя в Варгене, к таким восстаниям не примыкал, сохраняя верность Ордену.
В 1295 году произошёл интересный случай. Для усмирения бунтарского духа судовов из замка Варген выехали четыре рыцаря со своими оруженосцами. Решив подкрепиться сном, они заночевали в лесу. Но судовы их заметили. Напали, всех убили, рыцарям же отрубили головы.
В память об этом событии и как напоминание «о коварстве» язычников тевтоны установили знак в виде ствола дерева, на ветвях которого подвесили четыре «отрубленные головы». Место это назвали «Кабачок четырёх братьев». Знак простоял несколько столетий, после чего в конце XIX века его заменили стелой (у современного Балтийского шоссе, неподалёку от памятника Александру Космодемьянскому).
Подбили и отреклись
В анналы истории Варген вошёл ещё в связи с восстанием крестьян, начавшимся в сентябре 1525 года в деревне Каймен (ныне посёлок Заречье Гурьевского района).
Около четырёх тысяч мужиков, подстрекаемых местным мельником по имени Каспар и подмастерьями из Кёнигсберга, врывались в имения дворян и грабили их, некоторых дворян даже пленяли. На переговоры с бунтарями в Варген направили делегацию во главе с бургомистром Альтштадта Николаусом Рихау.
Примерно три тысячи селян явились на этот сход, кто на телегах, кто пешком. Их попросили успокоиться и дождаться приезда из Силезии герцога Альбрехта. Пахари обрадовались обещаниям впредь их не притеснять и освободили дворян, вернув им захваченное имущество.
А тем временем секретарь Альбрехта, Кристоф Гаттенхофен, писал своему патрону, преувеличивая остроту ситуации: «Бунт берёт начало в Кёнигсберге, где почти все подмастерья и бездельники присоединились к зачинщикам беспорядков».
Слово «присоединились» не соответствовало действительности. Да, Кёнигсберг в этой обстановке справедливо считали «клоакой всех зол», однако подстрекательство — одно, а реальная поддержка — это другое. Когда дошло до дела, ремесленники крестьян не поддержали. Мало того, как только подмастерьям предъявили обвинения в разжигании мятежа, они сразу же от восставших отреклись.
Что же касается Альбрехта, то он, вернувшись в октябре в Кёнигсберг, привёл 1000 всадников и 1000 пеших солдат на поле близ деревни Лаут (ныне Большое Исаково), куда вызвали и провинившихся крестьян. Около 4 тысяч мужиков покорно пришли и простодушно покаялись в содеянном.
Дворяне указали на зачинщиков (таковых набралось более 80 человек), которых тут же схватили и увезли в тюрьму. Троих вожаков казнили сразу же на месте, одиннадцать - в Кёнигсберге, двоих - в Каймене и столько же - в Лаукишкене (это посёлок Саранское Полесского района).
И страсти улеглись. Народ утихомирился.
Система действует
Но вернёмся к повествованию о Варгене. В XIII—XIV веках от вырытого ещё древними пруссами водоёма проложили канал Ландграбен, питающий водой кёнигсбергские пруды. Кстати, эта средневековая система водоснабжения действует в Центральном районе Калининграда и по сегодняшний день.
Что же касается орденского замка Варген, то в 1539 году он достался некому Йоргену фон Капицу с условием его ремонтировать, обеспечивать сторожа и его семью, кормить заключённых, которые сидели в здешней тюрьме, а также держать в готовности покои для герцога и его именитых гостей.
Как уж фон Капиц справлялся со всеми этими функциями история умалчивает. Однако известно, что деревенские жители Варгена (ныне Котельникова) потихоньку, год от года, разбирали оборонительные сооружения на стройматериалы и использовали их на свои хознужды. И к началу XIX века уже ничего здесь не напоминало о некогда стоящем замке.
В наличии осталась лишь кирха, построенная в XIV веке.
Откушать изволили
В 1890-1894 годах в Варгене возвели роскошную виллу для графского рода Лендорфов, названную местными жителями замком Прейль (на левом берегу пруда Школьного). Лендорфы числились в Восточной Пруссии как крупнейшие землевладельцы и коннозаводчики. У них гостили даже монархи.
В память об одном таком визите граф Генрих Лендорф распорядился установить возле усадьбы знак (камень с чугунной табличкой), где было начертано: «Немецкий кайзер Вильгельм со своими сыновьями кронпринцами и своим внуком Вильгельмом спешились здесь со своих лошадей и позавтракали, принятые графом Генрихом Лендорфом 8 сентября 1878 года».
К слову, камень этот можно и поныне обнаружить у пруда, если свернуть с люблинского шоссе и пройти метров 100-150 вдоль левого берега. Правда, таблички на нём уже нет. В 2012 году её, восстановленную энтузиастами, снова вырвали с корнем вандалы.
Что же касается упомянутого на памятном знаке короля Пруссии Вильгельма I, то это сын знаменитой королевы Луизы.
При нём в Германии произошёл ряд реформ: появились суды на основе общеимперских законов, введены общее почтовое право, военно-уголовный кодекс, золотое обращение, принят единый закон о всеобщей воинской повинности, создан общий имперский банк.
После его кончины германским императором и королём Пруссии стал его сын, Вильгельм II (также принятый графом Генрихом Лендорфом 8 сентября 1878 года и откушавший на берегу пруда).
О былом великолепии усадьбы напоминают сейчас только лишь куски стен с прекрасной кладкой из жёлтого кирпича, разбросанные на территории бывшего парка. На них, а ещё на груды камней от разрушенной во время войны кирхи и натыкаешься, когда бродишь по этому историческому месту.
Ныне посёлок Котельниково состоит из нескольких домиков и кладбища. Следы древних оборонительных сооружений найти самостоятельно невозможно.