Какой секрет таился в шпиле старой кирхи, где обитают обезьянки-наездницы и каким был советский лётчик-герой, узнаете из экскурсии «Гражданина»
Юлия ЯГНЕШКО
В Кёнигсберге улица называлась Зелигенфельдерштрассе и находилась в местечке Розенау, на южной окраине.
Сегодня она носит имя героя войны Василия Козенкова и располагается в Московском районе, соединяя ул. Клавы Назаровой и Черниговскую.
Главной достопримечательностью улицы является храм Покрова Пресвятой Богородицы. От него и начнём прогулку.
Его реанимировали
Облик храма готический — ни маковок, ни белых стен, привычных православным. Потому что здание возведено в 1926 году и прежде являлось лютеранской кирхой.
После войны её превратили в гараж и склад, а затем передали «Рыбтехцентру». И только в ноябре 1990 года сюда вернулись служители культа. Храм освятили как православный. Теперь здание ухожено, под зелёным шпилем ходят большие часы, звонят колокола, а добротные стены из красного кирпича по-прежнему опираются на фундамент из крепких валунов.
Кстати, при реставрации в шпиле нашли грамоту. Там говорилось, что три двери на портале кирхи символизируют Святую Троицу, а красный цвет в сочетании с зелёным – любовь и надежду. А ещё строители просили простить, если обнаружится брак. Ведь строили в трудное время.
И несколько фактов.
Кирха «снималась» в фильме «На пути в Берлин» в 1969 году.
Первую литургию в православном храме совершил митрополит Кирилл (ныне Святейший Патриарх Московский и Всея Руси).
Главные реликвии храма — иконы с частицами мощей великомученика Георгия Победоносца и Сергия Радонежского.
И обезьяна скачет на коне
Зелигенфельдерштрассе означает «дорога к благословенным полям». Некогда она вела к селению Зелигенфельд (район ул. Ямская). Где и находились эти дивные места. О них даже песню сложили: «средь лесов и озёр кристальных раскинулись поля, которые возделывают сильные немцы». Ну, что-то в этом духе.
В 1908 году Розенау вошло в черту Кёнигсберга. Его стали застраивать приземистыми 2-этажными домиками. Такими, как дома №№10-22 и 11-25. Узнать их легко: оба имеют оригинальные архитектурные черты - полуциркульные слуховые окошки, сандрики (карнизы над дверями), выступающие порталы с четырёхгранными столбами. Но главное — хаусмарки.
Хаусмарка - барельеф над входом, который в Средние века указывал на занятие хозяина. Позднее — просто украшение.
Над каждой дверью свой сюжет - всадник, мальчик на осле, обезьяна верхом на лошади. Другая обезьянка едет на медведе. Вот юноша играет на скрипке, а люди несут виноград.
Нумерация домов сохранилась с довоенных времён. Поэтому из старой адресной книги мы узнали, что жили на улице люди простые — рабочие, стрелочники и машинисты, вдовы. В доме №22 (над дверью изображена девочка с гитарой) проживали мясник Макревиц, наборщик Шольц, торговец Лютер и инвалид по фамилии Кляйн. А в доме №14 - шорник и дубильщик, которые наверняка работали на скотобойне неподалёку.
После войны улица звалась Газетной, пока в 1967 году ей не присвоили имя лётчика, гвардии майора, Героя Советского Союза Василия Козенкова (1924-1945). Об этом напоминают сразу две мемориальные таблички: одна вмурована в стену дома №9, а другая - явно более старая и более подробная — на стене дома №10.
О нём писала «Правда»
Вася родился на станции Кувандык в Оренбургской области. Школу заканчивал в казахском Актюбинске, мечтал стать конструктором. Но в 1937-м отца репрессировали, а мама умерла от горя.
Тогда отцовский друг пристроил мальчика к себе в школу ФЗО, для чего пришлось приписать ему год в документах.
Потом Василий работал на заводе, закончил аэроклуб, а когда началась
война, был призван в авиационную школу. На фронт попал в октябре 1942-го.
Первый самолёт — У-2. На нём Козенков оборонял Москву, бомбил врага под Сталинградом. За ночь делал по 10 вылетов и его «кукурузник» сбрасывал бомб больше, чем тяжёлый бомбардировщик!
Были яростные бои в Крыму, за Украину и Белоруссию. И вот на гимнастёрке у Василия четыре ордена Красного Знамени, ордена Александра Невского, Отечественной войны и Красной Звезды. На погонах — звёздочки майора.
Командиры отмечали, что Козенков отважен и отличается лётным мастерством. В августе 1943-го
на Донбассе его группа из шести Илов столкнулась с полусотней немецких бомбардировщиков под прикрытием не менее 20 истребителей. Козенков первым пошёл в лобовую атаку и сбил их ведущего. Из боя вышел победителем. Как и всегда.
В Крыму, когда наша пехота несколько дней безуспешно атаковала фашистов, придумал пробомбить горный гребень. Лавина накрыла вражеские укрепления, и наши пошли вперёд.
В «Правде» вышла заметка и о налёте группы Козенкова на вражеский аэродром, когда было уничтожено и повреждено почти 40 немецких самолётов.
А ещё у Василия имелся значок «Почётный железнодорожник». Под Оршей его эскадрилья не дала фашистам вывести по железной дороге десятки эшелонов с техникой. И не позволила подорвать их, сохранив пути.
Роковое пике
Последнее письмо родные получили от Василия 7 апреля 1945 года. Писал, чтобы не волновались, прислал свой портрет.
Его сестра Зоя говорит, что уже в 21 год он был седым. Слишком часто возвращался с заданий с мёртвым напарником за спиной: бронёй тогда защищали только кабину пилота.
Возможно в ту самую минуту, когда почтальон принёс письмо, Вася и погиб.
... В первый день штурма Кёнигсберга авиация бездействовала — нелётная погода. Но 7 апреля поднялась, несмотря на дождь и туман. В бой шли добровольцы, самые опытные пилоты. И, конечно, Козенков.
Зенитка задела его Ил-2 над артиллерийским заводом. Машину встряхнуло, в грудь вошёл осколок. Первая рана за всю войну! Но какая... И майор направил свой самолёт на скопление техники и живой силы врага...
Звание Героя Советского Союза Василий Георгиевич Козенков получил посмертно. На его счету 308 боевых вылетов. Он уничтожил 10 танков, 40 автомашин, 2 эшелона, 9 самолётов и более 300 солдат и офицеров противника. Его именем названы улицы в нескольких городах и родная школа в Актюбинске (сейчас Актобе).