«Крепость на реке Алле» — так переводится Алленбург - старое название посёлка Дружба Правдинского района. Орденской Тевтонской крепости здесь уже давно нет, но от времён Средневековья кое-что ещё осталось
Галина ЛОГАЧЁВА, фото автора
Нижний шлюз Мазурского канала
До сих пор это инженерное сооружение потрясает своей мощью и основательностью, хотя уже прошло 74 года с тех пор как сам Мазурский канал и его гидротехнические конструкции не используются.
Один встретившийся местный житель пожаловался нам, что курочит народ шлюзы, добывая из них металл, и вообще тащит всё, что только можно снять (срезать) и уволочь (есть в Дружбе ещё и Верхний шлюз), а всё равно полностью одолеть шлюзы не удаётся! «Вот как немец строил!»
Кстати, два столбика, ранее украшавшие канал в районе Дружбы, мы обнаружили возле одного дома — здесь никто свои «подвиги» даже не скрывает.
Кстати, Нижний шлюз в Алленбурге — последний перед впадением в реку Лаву (а всего их 10). Что же касается Мазурского канала, то возведён он в 1764-1776 годах по инициативе обер-президента Восточной Пруссии Иоганна Фридриха фон Домхарта и соединял Мазурские озёра (до 1945-го они входили в состав Пруссии) и Лаву (нем. Алле). Канал впадал в Алле в районе Алленбурга, вода в реку поступала (и поступает) самотёком из-за перепада уровня высот.
Готовясь к войне, в 1934-1942 годах судоходный канал немцы серьёзно модернизировали, соорудив на нём 10 шлюзов (пять из них сейчас на территории нашей области).
Во время боёв во Вторую мировую канал активно использовался фашистами в целях обороны, поэтому сильно пострадал, а потом уже и не восстанавливался. Его длина 50,4 км, российская часть составляет 29,97 км.
Мы немного прошли вдоль Мазурского канала: в некоторых местах он настолько зарос травой, что напоминает едва различимый ручеёк. Однако возле Нижнего шлюза перед мостом поток набирает силу и, как встарь, по-прежнему низвергается водопадом. Льётся чистая питьевая вода с Мазурских озёр! И никому не нужна!
Кирха
Здание старинной кирхи, которому более шести веков, хорошо видно с любой точки округи.
Эта церковь стала свидетелем разграбления и разорения Алленбурга поляками во время Тринадцатилетней войны в 1455 году. «Помнят» стены кирхи и свирепую чуму, которая в 1709-1710 годы уничтожила почти всех жителей Алленбурга, спаслись только 11 человек.
Знавали и русских. Первый раз в Алленбург вошли солдаты под командованием генерал-фельд-
маршала Степана Апраксина в ходе Семилетней войны 5 сентября 1757 года, но отступили потом к Тильзиту (Советску). Второй раз под командованием Виллима Фермора.
Под российским владычеством Алленбург находился в 1758-1762 годы. Тогда в кирху наведывались и русские чиновники, дивились на её богато расписанный потолок, на три бронзовых колокола, призывающих народ к молитве.
Отметились у стен кирхи и наполеоновские солдаты, когда вошли в Алленбург в 1807 году. А во время августовских боёв Первой мировой в 1914 году кирха существенно пострадала, однако через 11 лет её восстановили.
Её колокола били последний раз в новогоднюю ночь 1945-46 гг., после чего в один из январских вечеров они бесследно исчезли…
В советские годы внутреннее убранство кирхи разграбили (латунные люстры, настенные бра...), само здание использовали под мебельный склад, автомастерскую, зерновой ток.
Кирху реанимировали с 2005 по 2009 гг. усилиями прусского землячества и лютеранской общины. В башне оборудовали музей и смотровую площадку с видом на все стороны света. Но уже в 2010 году кирху передали РПЦ. И тут же закрыли.
Так и стоит она, заколоченная. Нелюбимая.
Нуждаются в ней, как видно, только аисты, свившие на её крыше множество гнёзд. Да голуби, которые, пока аисты гостят в Африке, обитают в их «квартирах».
Старинная мельница
Сейчас от неё остались одни руины. Но и они необыкновенно живописны. Быстрая речка Швёне, а ныне Путиловка, в том месте, где стояла мельница, красиво извивается и чуть дальше уже соединяется с Мазурским каналом.
До войны и сразу же после неё, жизнь всего Алленбурга и ближайших к нему сёл вращалась именно вокруг этой мельницы. Сюда свозили зерно со всей округи, и мельник-немец со своим помощником мололи его на втором этаже, поднимая мешки с помощью электрического подъёмника.
«Жена мельника нам шила платья, - вспоминает Фира Туровская, приехавшая с родителями в Алленбург в сентябре 1946 года. - Нам в колхозе давали дешёвый материал и мы несли его к ней. Немка положит тогда довоенный дамский журнал на стул и спросит: фасон? Как скажешь, так и сошьёт. Всё умела! В речке в ту пору водились мидии, так она такие вкусные котлетки из них готовила! Муж её, мельник, если сломается на улице колонка, либо электричество выйдет из строя — всё чинил. А звали мы его Геркой».
«Сын мельника, мальчик лет десяти, возил на тележке в деревню Извилино брюкву для нашей коровы (Извилино всего в километре от Дружбы, - авт.), - вспоминает Иван Замжицкий, который, как и Фира, тоже приехал осенью 1946-го с мамой из Белоруссии. - Мама наливала тогда мальчику в бидончик молока. Однажды я пришёл в гости к этому мальцу. Меня поразило количество баночек на полке в кухне — в каждой баночке своя приправа.
Мельничиха угощала нас какой-то необыкновенно вкусной едой, хотя все тогда голодали. Из чего она стряпала?
А когда мельника с семьёй депортировали в Германию, наши колхозники сразу же сломали подъёмный механизм мельницы и мешки с зерном на второй этаж таскали на своих спинах».
К слову, мельницу в Алленбурге построил в начале ХХ века некий Август Ширрмахер. Её разбомбили в ходе Первой мировой войны, но потом быстро восстановили. Во Вторую мировую она не пострадала.
Захоронение русских и немецких воинов
В восточной части местного кладбища, у моста через Лаву, увековечена память жертвам Первой мировой войны.
Именно здесь, 9 сентября 1914 года, в метрах 300-400 от этого погоста героически обеспечивали отступление основных сил Первой русской армии бойцы под командованием Александра Успенского.
Русские офицеры не верили, что его рота сможет долго продержаться:
«Ну, Александр Арефьевич, и дадут же вам немцы – мигом сметут вас! «А эта рота, конечно, обречена в жертву», - так говорили они.
Однако отступление основных частей рота обеспечила просто блестяще.
В своей книге «На войне» Успенский подробно описал оборону моста при Алленбурге. Есть там и такой момент:
«Грустную картину представляли собой «дяди»–бородачи, в большинстве случаев многосемейные пахари. Во время боя они начали охать и плакать, как дети, а некоторые из них поползли из своего окопа по ходу сообщения… Двое приползли ко мне в окоп… «Ваше высокоблагородие! Какие мы воители! У меня четверо детей! Ослобоните нас, увольте!» Я пристыдил их, указав на молодых летами солдат, почти детей, мужественно сражавшихся и приказал вернуться на своё место. Командиру второго взвода старшему унтер-офицеру Афанасьеву я послал записку, укоряя его за беспорядок во взводе. А он, прочитав её, освирепел! Кинулся к одному из них. «Почему ты, борода, прячешься, ползаешь, срамишь весь взвод, а не стреляешь в немцев, с… с…?» «Да я не вижу их, господин взводный!» «Ах, не видишь?..» – закричал Афанасьев и тут же высоко поднял его на своих могучих руках над окопом! Немецкие пули быстро засвистали близко-близко… «Теперь видишь?!» «Вижу, вижу, господин взводный», – отчаянно завопил «бородач» и сейчас же стал стрелять не только он, но и другие. Полная дисциплина водворилась во взводе! Да, с такими чудо-богатырями, как унтер-офицер Афанасьев, можно на войне чудеса творить!»
В память о тех боях перед мостом немцы возвели мемориальный комплекс. Захоронено 3 русских и 129 немецких воинов. На открытии этой братской могилы 7 сентября 1924 года присутствовал генерал-фельдмаршал Пауль фон Гинденбург, главнокомандующий на Восточном фронте против России и впоследствии один из главных виновников прихода Гитлера к власти.
В 2000-2003 годах памятник восстановили при участии Народного союза Германии по уходу за военными захоронениями.
Молочный завод
Возведён в 1913 году. С полсотни работников производили здесь сгущёнку. В Первую мировую, когда Алленбург переходил из рук в руки, завод сильно пострадал. Однако после войны его быстро восстановили.
В 1938 году молокозавод приобрела крупная молочная фирма Гамбурга.
После Второй мировой советское руководство завод не использовало, хотя, по словам старожилов, в одном только колхозе «Дружба» числилось 7 ферм крупного рогатого скота.
«Земли нам достались ухоженные, - вспоминает Фира Туровская, - пшеница вырастала, как лес, высокая, густая. Хлеба собирали столько, что скирды ставили сохнуть прямо у дорог. В здании молокозавода мы молотили зерно, а картошку ссыпали в его подвалы.
А однажды произошёл случай: бараны зашли в заводские подвалы и не смогли оттуда выбраться. Хозяин подумал, что его стадо украли. А когда уже пошёл запах, нашли в подвале баранов. Мёртвых».
В прошлом году разрушающееся здание молокозавода приобрёл один предприниматель и стал его восстанавливать.
«Вовремя он его купил, - говорит местный житель по имени Николай. - Колхозники уже собрались разбирать завод на кирпичи».
По его словам, новый хозяин старается воссоздать завод в историческом виде. Уже расчищены подвалы, надстроен третий этаж, сделана крыша, восстановлены лестницы.
Мемориальная доска Владимиру Попову
| Установлена в Дружбе на фасаде школы. В ней с 1952 по 1959 годы учился старший лейтенант Военно-воздушных сил СССР Владимир Попов, погибший в Афганистане
при выполнении интернационального долга и награждённый орденом Красной Звезды посмертно. Заведующая комнатой боевой славы школы Галина Протасевич бережно хранит здесь его личные вещи, воспоминания сослуживцев о Владимире. Погиб он так: 18 мая 1982 года, успешно выполнив задание, группа Попова возвращалась к своим и попала под огонь снайперов-душманов. Попова настигли две душманские пули, с поля боя его вынесли уже мёртвым... В Дружбе живёт родная сестра Попова, Нина. Могила героя находится возле братской могилы.
|
|
|
Братская могила
Захоронено более 560 воинов. Памятник установили в 1957 году, на восьми надгробиях высечены фамилии павших.
Учащиеся дружбинской школы в советские годы разыскивали родственников этих бойцов, списывались с ними, звали в гости. И к 9 Мая 1961 года около 50 человек со всех уголков СССР съехались тогда на могилу своих родных.
Католическая капелла
В настоящее время у этого исторического здания самая настоящая свалка. Сторожит эту свалку пёс. Больше сказать нечего…