Сегодняшняя экскурсия «Гражданина» поведает о тайне городского мостика, кроме того, расскажет о том, зачем львов в Кёнигсберге выпускали из клеток и за что «убрали» Жданова
Идея - Наталья КОСЕНКОВА, Обработка - Юлия ЯГНЕШКО
Северо-западное предместье Кёнигсберга - Хуфен, где сегодня располагается улица Брамса, впервые упоминается в хрониках на рубеже XIII и XIV веков. А уже через триста лет эти места превратились в модную зону отдыха для состоятельных граждан, которые на лето укрывались здесь от городской суеты. Виллы строились одна за другой. В 1786 году проложили и дорогу, которую тогда замостили деревом.
Улица с названием «Брамсштрассе» появилась на плане города в 1903 году. Но даже через год там не было домов. А вот к 1910 году её северную часть (со стороны Советского проспекта) застроили вплоть до ручья. Остальное осваивали уже после Первой мировой войны.
Клуб любителей Брамса
Дома строили на века, но они не простояли и 30 лет: во время бомбёжек в 1944-45 гг они были повреждены и позднее снесены. Но дом №9 уцелел.
Удачную точку, чтобы его рассмотреть, найти непросто, но, потрудившись, можно увидеть, как рифлёные полуколонны возносятся к карнизу, венчающему третий этаж, над которым выглядывает часть античного портика. В центре фасада - изящный балкончик с вензелем на решётке.
Весной 1953 года на базе учебно-курсового комбината Управления местными торгами Калининградской области здесь открылась Школа торгово-кулинарного ученичества, где обучали поваров и продавцов.
Ныне школа доросла до колледжа, подготовив за время своего существования почти 9 тысяч работников торговли. И именно тут уже пятый год работает клуб «Любителей истории дома №9 на улице Брамса и его окрестностей», который и подал идею этой экскурсии.
Дирекция побоку
В 1916 году, напротив дома №9, на пересечении с улицами Ганзаринг (часть пр. Мира от площади до драмтеатра) и Глюкштрассе (ул. Грекова), возвели внушительное здание для Высшей дирекции почт (позже её переименовали в Имперскую). В её ведении находились городское и территориальное управления почты, телеграф, телефонные станции, а также контроль над почтовыми платежами.
Массивное здание с цокольным и мансардным этажами в стиле неоклассицизма украшали четыре флигеля. Увы, в войну часть фронтона обрушилась, черепичная крыша была уничтожена, а помещения выгорели. Но устоявшие стены и монументальный портик решили судьбу здания — сносить его не стали. И сегодня строгое строение кораллового цвета с белоснежными ионическими колоннами стало одной из визитных карточек нашего города.
А его предназначение угадывается по двум судовым якорям по бокам главного входа — это штаб Балтийского флота.
Имени Жданова
Калининградцы уже и не помнят, что четверть века назад улица называлась именем советского, государственного и партийного деятеля Жданова. Увековечить память своего товарища распорядился Сталин. Ведь Жданов был членом Политбюро ЦК, ВЦИК, ЦИК СССР и депутатом Верховного Совета СССР. Во время Великой Отечественной войны возглавлял обком и горком партии в Ленинграде, был членом военных советов. Это он, будучи секретарём ЦК, ведал вопросами идеологии и боролся с «появлением идей и иностранных влияний, подрывающих дух коммунизма». За что раскритиковал Ахматову и Зощенко, которых немедля исключили из Союза писателей.
Выполняя приказ вождя, его имя присвоили в Ленинграде университету, Дворцу пионеров, нескольким заводам и т. д. А в Калининграде - училищу инженерных войск («Ждановка») и улице Длинной, как в 1940-х недолго называлась наша улица Брамса.
Но в январе 1989-го все узнали страшную правду: Жданов был одним из организаторов массовых репрессий в 1930-40-х годах, хоть расстрельные списки и не подписывал. А в блокаду действительно Ленинград не покидал, но участь голодающих не разделял, получая с Большой земли и блины, и фрукты...
В итоге Жданова «стёрли» и у нас вновь появилась улица Брамса. Человека творческого и мирного.
Любовь композитора
Иоганнес Брамс с детства отличался музыкальным дарованием. Ему было 14, когда умер Мендельсон, а уже говорили: «Один мастер ушёл, но другой, более крупный, идёт ему на смену». Так сумел он покорить публику мощью и огненным темпераментом своей музыки.
Его талант признал и Шуман, в доме которого Иоганнес прожил несколько недель. Хозяин оставил в расходной книге запись: «В гостях был Брамс — гений».
Этот визит стал роковым для молодого композитора. Он влюбился в хозяйку дома, Клару, которая была старше него на 14 лет. И уже имела шестерых детей. А он писал ей страстные признания. Очень возможно, что успехом своих сонат, вариаций и фуг Брамс был обязан именно этому роману.
Львы у ручья
Ровно посередине нашу улицу пересекает ручей Голубой, протекающий по дну небольшого ущелья, укрытого густой листвой. Именно здесь специалисты городского зоопарка мечтают устроить свободный водопой для животных, как было в старые времена. Чтобы горожане прямо с моста могли наблюдать, как спускаются к воде олени и даже хищники – львы и тигры.
Тайны мостика
Кстати, мостик перекинули через ручей сто лет назад. На первый взгляд ничего примечательного. Это когда-то его украшали четыре фонаря, но теперь от них остались лишь ничем не увенчанные столбы. За что же мост признали памятником архитектуры?
Оказывается, самое интересное нужно искать со стороны ручья. Тут на парапетах с обеих сторон находятся по два рельефа: пухлые малыши стоят у чаши, наполненной овощами и фруктами, держа на плечах пышную лозу.
За это мост прозвали Мостом близнецов. Но есть и другое название - Мост влюблённых. Почему? Нам установить не удалось.
Буквы на бордюре
Кончается улица домом под №39, которому удалось сохранить старую черепичную крышу, полуколонны с пышными пилястрами и лепные балки, которые поддерживают балкончики.
Интересно, что по пути к нему на широких тротуарных бордюрах на пересечениях с ул. Репина и Генделя, мы обнаружили загадочные буквы — ÜW. Интернет-поисковик выдаёт прямой перевод - «отвод» и «остальной мир». Возможно вы, дорогие читатели сможете подсказать, — что бы это значило?