#Победа80

Самолёт нашёлся!

6 минут
В газете «Гражданин» №15 от 12 октября этого года в статье «Храброво: апостол Павел под дождём» мы писали о том, что в посёлке Храброво исчез с постамента самолёт, который простоял там почти сорок лет. И вот он нашёлся

Галина ЛОГАЧЁВА

В редакцию позвонили, а потом пришли ветераны морской авиации Балтфлота: Валерий Цоколов, в прошлом командир полка в Храброво, замначальника штаба морской авиации, и Борис Тонкачёв, бывший замкомандующего ВВС Балтфлота по инженерно-авиационной службе. Они-то и рассказали нам, где сейчас этот народный самолёт-памятник.  

Наша реликвия
Но сначала немного истории.  
«Я прибыл в транспортный полк в Храброво в январе 1977 года c авиагарнизона Балтийской косы, где командовал противолодочной эскадрильей, - говорит Валерий Цоколов. - И ко мне обратились ветераны полка в Храброво по поводу увековечивания памяти военно-транспортного самолёта Ли-2. Я поддержал их, потому что самолёты Ли-2, действительно, самолёты-труженики. На них наши авиаторы во время войны доставляли грузы на линию фронта, партизанам, вывозили раненых, перебрасывали бойцов в тыл врага, обеспечивали связь блокадного Ленинграда с «Большой землёй». 
3968.jpg
Именно на самолёте Ли-2 в ночь на 9 мая из Карлсхорста в Москву был доставлен Акт о капитуляции фашистской Германии (пилотировал его командир 19-го отдельного транспортного авиаполка подполковник Алексей Семенков). И после войны самолёт активно участвовал в освоении Арктики, самых труднодоступных её районов, совершая посадки на дрейфующий лёд. 
Что же касается увековеченного в посёлке Храброво экземпляра самолёта Ли-2, то ранее он базировался на аэродроме Девау, завершил свой лётный век в Храброво в 1976 году.
В апреле 1978 года мы перевезли его в район Дома офицеров (теперь там храбровская администрация), установили на постамент, где он благополучно простоял более 30 лет. Жизнь и патриотическое воспитание военнослужащих гарнизона и школьников с той поры вплоть до распада Советского Союза были связаны с этим самолётом». 

Похоронен у дома
Валерий Цоколов также рассказал нам, что в начале 1980-х в Храброво несколько раз приезжал ветеран Великой Отечественной войны Юрий Николаевич Ванин, который летал на Ли-2. Он поведал авиаторам и учащимся, что в марте 1945 года его полку, базировавшемуся в Шауляе, поставили задачу произвести бомбёжку объектов Кёнигсберга. Самолёты Ли-2 с группой истребителей для прикрытия должны были подняться и дойти в итоге до аэродрома Powunden (Храброво), уже освобождённого к тому времени от немцев. Но погода в тот день не способствовала полётам, истребителей не задействовали, и пилоты на Ли-2 пошли на Кёнигсберг самостоятельно. Когда уже отбомбились, при отходе, их атаковали немецкие «ястребы». 
Часть наших самолётов они подбили, и лётчики прыгали с парашютами и приземлялись в районе Храброво. Подбили и самолёт Ванина. Товарищ из его экипажа погиб, его похоронили у одного из домов в Powunden (Повундене). Но какого именно? 
Искали эту могилу в 80-х и сам Ванин и военнослужащие — так и не нашли. 

Украли крылья!
Что же касается самолёта-памятника, то после того как в начале 2000 годов воинскую часть перебазировали с аэродрома Храброво, его стали постепенно «раздевать»: сначала отпилили лопасти, потом разбили все окна, выломали двери, загадили салон.
«И как-то на очередном празднике я ветеранам сказал: или приведите его в порядок и он будет продолжать свою миссию как памятник боевых традиций, или передайте кому-нибудь — потому что нельзя издеваться над самолётом», - продолжает Валерий Цоколов. 
«И тогда, это было в конце 2012 года, Гурьевский муниципалитет взял наш Ли-2 на баланс, обещав его отремонтировать и установить в посёлке Храброво перед школой, - вступает в разговор Борис Тонкачёв. - Но потом вмешалось руководство аэропорта, сказав, что они его отреставрируют и поставят перед новым аэропортом на въезде — это же пионер воздушно-транспортных судов в нашей стране! Ведь Ли-2 использовался как в военной авиации, так и в гражданской. Администрация Гурьевска согласилась и самолёт им передала. 
Но потом финансовая группа аэропорта развалилась, пришёл новый руководитель, Александр Корытный, который заявил: «Забирайте этот ваш Ли-2, я не буду его устанавливать». И тогда наши ребята, которые работают в аэропорту, по разрешению командующего ВВС временно поставили его на стоянку военных самолётов в Храброво, для сохранности. Сами, своими силами, стали понемногу реставрировать. Меняли лонжероны, подкрашивали. 
10 июля этого года я приехал на День части транспортного полка в посёлок Храброво, а мне ветераны говорят, что 5 июля со стоянки военных у самолёта украли крылья. 
Ветераны-авиаторы подали заявление в «транспортную» полицию, в прокуратуру, а мы - командующему флота, в военную прокуратуру. Пришёл ответ по военной линии: мы ничего не знаем, самолёт не наш. А вот гражданская, «транспортная» полиция, нашла жуликов — и крылья нам вернули. 
И теперь Подольский (Сергей Подольский — глава Гурьевского муниципального района, - авт.) хочет поставить Ли-2 возле французского магазина «Леруа Мерлен», который скоро откроется в Калининграде в конце улицы Невского, что после автозаправки. Но это неправильно! Какая связь между этим магазином и самолётом? 
Подольский всеми силами старается сейчас избегать встреч с нами. Потому что знает: мы попросим его приехать к нам на сход ветеранов в Храброво, где ему заявят - хотим поставить самолёт здесь, у ДК, где он и стоял много лет! 
По уму, Ли-2 - это реликвия, которая должна бы находиться как экспонат в Музее Мирового океана. Потому что самолёт этот и «полярником» был, над морями летал (зимой летали только на Ли-2). Но на сегодня музей не готов принять наш самолёт. 
Значит, пусть реликвию вернут на место, в Храброво, где она и стояла». 

Они заслужили!
«Военный аэродром Храброво имеет ещё одну историческую особенность, - говорит Борис Тонкачёв. - Когда Советский Союз распался, Калининградская область оказалась полностью оторванной от России, заблокированной, нас отрезали от всего. Административные вопросы решались исключительно воздушным способом. Об этом мало кто знает. Ведь у нас не было тогда парома, корабли Балтфлота стояли, «привязанные» к пирсу, надежда была только на транспортные военные самолёты. И мы израсходовали тогда все запасы топлива, н/з. 
Люди летали без зарплаты по три месяца, но не уходили со службы. Мы сажали картошку возле аэродрома, чтобы только выжить. 
Самолёты Ан-12 летали над Балтийским морем, так как прибалты не давали нам своё воздушное пространство. И попадали в Россию со стороны Петербурга. Так возили деньги, документы, оружие, вывозили нужные вещи. Мы не знали, сколько проживём в таком режиме. 
Уже за одно это транспортному полку и людям, которые в нём служили, можно низко поклониться от всей морской авиации Балтийского флота. Они в трудную минуту сыграли роль мостика между Калининградской областью и Россией».
Разработано в АЛЬФА Системс