#Победа80

Мы помним эту боль...

4 минуты
Накануне дня памяти жертв политических репрессий, который в России ежегодно отмечают 30 октября, в библиотеке имени Чехова открылась выставка «Политические репрессии 1920-1950 годов в Советском Союзе: трагедия страны и народа»

Юлия ЯГНЕШКО

«Главная задача нашей организации - не позволить забыть о преступлениях против человечества, - открывая экспозицию, сказала Анна Тонкушина, председатель Калининградской региональной общественной благотворительной организации защиты прав жертв политических репрессий. - Если люди перестают помнить о трагедии, она повторяется. Поэтому в год 80-летия большого террора, который государство начало против граждан в 1937-м, мы и сделали эту выставку».

Никогда не видел отца...
На 18 стендах перед посетителями предстают страницы самого кровавого периода в истории нашей страны. Ведь только согласно справке, подготовленной Хрущёву после смерти Сталина, с 1921 года за контрреволюционные преступления осудили почти 3,8 млн человек. 765 тысяч тогда выслали из родных мест, а 643 тысячи расстреляли... Ещё 2,4 миллиона были брошены в тюрьмы и лагеря, где работали в нечеловеческих условиях и погибали.
«Я родился в Белоруссии, - рассказал Геннадий Владимирович Белоус. - И никогда не видел своего отца. Его арестовали в 1937-м, за три месяца до моего рождения. Мама осталась одна с пятью детьми. Но через полгода приехали и за нами. Вывезли в Сибирь, и мы жили там два года. 
0719.jpg
Когда родственникам стали давать возможность ознакомиться с делами репрессированных, я поехал в Гомельскую область, в управление КГБ, и увидел дело моего отца. Он был простым кузнецом в колхозе. Говорили, что делал такие повозки, что по всему краю славились. А его обвинили в шпионаже! Всего лишь потому, что общался с польским священником. Помню, ещё приплели, что отец потравил 21 колхозную корову... И ни одного доказательства. 
Я листал протоколы и читал, что на допросах отец вину не признавал. Но внизу последнего документа, отпечатанного почему-то на машинке (все остальные написаны от руки), было признание и его подпись. Как же так? Сотрудник, выдавший мне дело, намекнул, что показания можно дать, а можно получить... 
Помню, что в правом верхнем углу этого протокола красным карандашом наискосок было написано: «Расстрелять». Через два месяца после ареста...»

Не пишут в учебниках
«К сожалению, в современных учебниках всего несколько строчек о репрессиях, - сожалеет Андрей Ренде, председатель оргкомитета выставки, после минуты молчания в память безвинно погибших. - И молодёжь не знает, что не так давно, по меркам истории, людей миллионами лишали родины и жизни.
Что ссылали в Сибирь, Среднюю Азию и на север огромные социальные группы, например, кулаков. Эти крестьяне под страхом 20-летней каторги не могли уехать из районов ссылки. И их дети тоже.
Что были депортированы целые народы. Корейцы и калмыки, ингуши и татары, болгары, литовцы... Всего — 61 нация, этнос и народность.
Что в ВЧК Киева была комната-«бойня», где допрашивали, вооружившись молотами... 
А те, кто знают об этих фактах, представить не могут, как тяжело пришлось немцам, которых после нападения Германии на Советский Союз в 1941-м поголовно объявили фашистами. 
И всё же, забыв обиду и боль, на фронтах Великой Отечественной вой-
ны за свой народ сражалось 5 миллионов его «врагов». Тысячи были награждены боевыми орденами и медалями, сотни стали кавалерами Ордена Славы, Героями Советского Союза. Одним из них был Александр Матросов. 18-летний парень закрыл своим телом амбразуру немецкого дзота у деревни Чернушка, чтобы спасти товарищей. Его настоящее имя - Шакирьян Юнусович Мухамедьянов. Татарин, бывший беспризорник и заключённый трудовой колонии НКВД...»

Могилы неизвестны
В Калининградской области сегодня проживает около 2,5 тысяч человек, пострадавших от репрессий. В основном, это уже дети «врагов народа».
«Многие из нас не знают, где похоронены их родители, поэтому нужно место, куда принести цветы, где можно преклонить голову, вспоминая родных, - говорит Анна Михайловна Тонкушина. - Со дня своего основания наша организация пытается установить памятный знак жертвам репрессий. В прошлом году нам предоставили место в парке «Южный». Как только документы утвердят в комиссии при губернаторе, мы готовы ставить камень. Уже нашли фирму-мецената, которая сделает это бесплатно».
2 ноября выставка переехала в библиотеку им. Снегова (ул. 9 Апреля, 5, вход свободный, 14+), тел. 46-13-12. Затем экспозиция должна переместиться в историко-художественный музей, а если получится — она побывает и в других городах Калининградской области.
Разработано в АЛЬФА Системс