Юлия КИРИЕНКО
О новых положениях ФЗ-№44 «О контрактной системе…» на оперативном совещании рассказала председатель комитета экономики, финансов и контроля Наталья Дмитриева. Закон этот достаточно строг. Каждая муниципальная закупка должна быть запланирована. План закупок составляется на три года при формировании бюджета, план-график – на год. Все документы обязательно публикуются. И корректировать их сложно. Закупать то, что не внесли в план, нельзя. В следующем году система будет обкатываться, а сам закон жёстко начнёт действовать с 1 января 2015 года.
Из нового: появилось требование обосновывать свои закупки. То есть, каким именно образом закупка послужит реализации муниципальных программ или планов.
Причём, товары или услуги, приобретаемые для муниципальных нужд, не должны иметь избыточных потребительских свойств, а именно, не являться предметами роскоши. Грань «роскошности», с предельными ценами и нормативными затратами, будет определена отдельным постановлением Правительства России. На основании которого будут разработаны муниципальные правила закупок.
Также меняются требования к исполнителям услуг. Отсекаются фирмы, которые не имеют ни рабочих, ни техники, ни должной квалификации. А что касается оборудования – оцениваются расходы на его эксплуатацию, а также учитывается нормативный срок службы.
Процедуры закупки становятся открытыми, информация размещается на электронной площадке. Многие заседания, к примеру, вскрытие конвертов при запросе котировок, должны вестись онлайн.
Для приёмки результатов будут создаваться приёмочные комиссии. К слову, при исполнении договоров заказчик обязан провести экспертизу полученного результата. Если закупка производится у единственного поставщика, то придётся привлекать независимых экспертов.
А отчёты об исполнении контракта, выполнении графика и т.д. тоже размещаются на едином сайте.
Мало того, закупками должны заниматься только профессионалы, то есть, всем подразделениям придётся обучать своих сотрудников. Понадобится создание контрактных служб (если объём закупок очень большой) или введение должности контрактного управляющего (если годовые закупки менее 100 миллионов рублей).
«Нас призывают в этом законе к чёткой дисциплине в планировании и закупках, чтобы эффективно использовался каждый рубль, - резюмировал глава Калининграда Александр Ярошук. – Предлагаю посмотреть, как дела с финансовой дисциплиной у директоров автономных, бюджетных, казённых учреждений. Хотя их текущая работа не попала под действие нового закона, но они тоже тратят бюджетные деньги. Поэтому нельзя допустить, чтобы они беспредельничали, чтобы не возникало стремления к избыточной роскоши».
«Мы можем своим нормативным актом распространить на эти учреждения основные требования закона, как по планированию закупок и нормативной стоимости товаров, так и по определению эффективности процедур», - пообещала главный городской финансист.
На разработку плана мероприятий по переходу на новый закон (с последующим отчётом по каждому пункту) подразделениям администрации дали 10 дней. А к 1 октября председатели комитетов должны подать свои предложения по необходимой численности специалистов по закупкам.
«Этот закон накладывает серьёзный отпечаток на формирование бюджета, - подчеркнула первый заместитель главы администрации города Светлана Мухомор. – Здесь уже не может возникать спонтанная экономия, которую получил, побежал ещё куда-то там и израсходовал. Поэтому особое внимание главных распорядителей при формировании бюджета нужно обратить на детализацию расчётов. Фантазии, которые не подкреплены документами, – проектно-сметной документацией, обоснованиями, обследованиями, не стоит вносить в расходы бюджета».
«Планирование и обоснование – вот ключевые позиции нового закона, - подвёл итог обсуждения Александр Ярошук. – Пока это хромает. Поэтому нужно особенно ответственно относиться именно к решению этих проблем. И начинать работать над детальными планами будущего года уже сегодня».