Улица Генделя или Händelstrasse-2

4 минуты
О том, где в Кёнигсберге занимались разведением скота и делами церковными, о судьбах одной учёной женщины и известного в Калининграде строителя, а также о том, как получить вечную жизнь, читайте в продолжении экскурсии по улице Генделя

Юлия ЯГНЕШКО

Миновав здание бывшего полицайпрезидиума, а ныне управления ФСБ, которое легко опознать по щитам и мечам на оконных решётках,  а также небольшую арку, улица выводит к другому историческому строению — по адресу Генделя, 6. Сегодня тут находится городская поликлиника №3.
Не так давно здание тоже ремонтировали. Тогда и сняли оригинальную входную дверь, которая почти столетие хранила очарование старого города. Но металлическая решётка над входом уцелела. И если присмотреться, то в чугунных завитках отлично видны три латинские буквы  - OHG. Это аббревиатура немецкого названия Ostpreußische Herdbuch-Gesellschaft, которой обозначалось  Восточно-прусское товарищество по разведению племенного скота. Именно для этого общества и было построено это здание во второй половине 1920-х годов. 
Строение, простое и даже строгое, вплотную примыкало к полицайпрезидиуму. Никакого декора. Из архитектурных «излишеств» только верхние мансардные этажи, широкие окна арочной формы, да полукруглые пилястры между ними. Почти таким оно и сохранилось до наших дней. 

Учёная дама
Особо известных жителей на этой небольшой улочке Кёнигсберга нам обнаружить не удалось. Но адрес Гендельштрассе, 8 сохранился на титульном листе одной из диссертаций в Оксфорде (там собирают по экземпляру каждой). Автор работы - Софи Брутцер. А адрес принадлежит женскому общежитию местного университета, где она жила во время написания труда. 
4859.jpg
Между прочим, даже в 30-х годах прошлого века учёная дама была ещё явлением неординарным — женщины только начинали включаться в общественную жизнь, например, заниматься наукой. 
Увы, ни портрета Софи, ни надёжных сведений о её жизни не сохранилось. Кандидату исторических наук, директору Центра военно-мемориальных исследований БФУ им. И. Канта Илье Дементьеву удалось установить лишь немногое.
Софи Хелена Вильгельмина Брутцер родилась 21 октября 1905 года в Риге, которая тогда принадлежала Российской империи, то есть, была нашей соотечественницей.
Отец Софи был известным издателем, а мать - потомственной аристократкой, баронессой фон Бёттихер.
Выдержав в 1928 году выпускной экзамен из лицея, Софи продолжила обучение в университете. Сначала в Марбурге, затем в Берлине, Фрайбурге и Кёнигсберге. Изучала историю, славянские и германские языки.
Именно в Кёнигсберге девушке предложили защищать диссертацию. Её темой стали путешествия по России немецкого поэта Райнера Марии Рильке. Софи изучала его отношение к русскому языку и истории, искусству, литературе и народной культуре. И, конечно, к русским друзьям, среди которых был Леонид Пастернак.
Работу приняли, опубликовали, высоко оценили и... забыли.
Помешала начавшаяся Вторая мировая война. В 1945 году Софи каким-то образом оказалась в Данциге и была убита при неизвестных обстоятельствах...

О делах церковных
На противоположной стороне улицы обратите внимание на светло-серое здание (Генделя, 5). Если посмотреть сверху, то его форма походит на римскую цифру пять. В таком же римском, классическом стиле оформлено и всё строение: строгая симметрия, простые формы, высокий остроугольный фронтон, строгий фриз, четыре пилястры с ионическими капителями и др., очень скромные узоры и короткие балюстрады под окнами.
До войны здесь размещались очень серьёзные учреждения — церковный суд и королевская консистория, то есть особая служба по делам церкви. (Консистории появились вместе с Реформацией, когда управление евангелическими церквями перешло к светским правителям. Они решали важные вопросы церковного управления и замещения постов, на их заседаниях священники вырабатывали официальное мнение по поводу печальных и радостных событий.)
Кстати, у консистории Кёнигсберга был собственный архив. Сегодня часть его документов хранится в архиве Калининградской области. В фонде под названием «Консистория» собрано несколько десятков дел за 1811—1940 годы. Увы, оригиналы более ранних документов исчезли. Об их значении можно судить только по описи фонда, которая имеется в Берлине.

Строителю и создателю
После войны в здании бывшей консистории размещалось объединение «Калининградстрой». Его первым руководителем с 1969-го по 1980 год был Владимир Юдин (1913-1993).
Получив большой опыт работы в Якутии и во Владивостоке, в 1952 году Владимир Гаврилович приехал в Калининград. Сначала работал в тресте «Балтрыбстрой». Это учреждение стало преемником одной из самых первых строительных организаций области - Балтийского СМУ, образованного ещё осенью 1947 года. Потом Юдина назначили начальником отдела по делам строительства и архитектуры Калининградского облисполкома, а затем он возглавил «Калининградстрой». Был награждён орденами Трудового Красного Знамени (1966), «Знак Почёта» (1958), медалями. 
В знак признания заслуг одного из создателей строительного комплекса области в 2007 году на фасаде здания установили мемориальную табличку.

И говорили о Граале
Удивительно, но небольшая улица Генделя, о которой знает даже не каждый горожанин, несколько раз упоминалась в литературе. Например, Виктор Хорошулин и Валерий Сергеев-Орловский в книге  «Таинственный остров Кнайпхоф» именно тут, в уличном кафе «Бавария», устроили встречу своего героя Курта Винтера с профессором-археологом. А обсуждали они, кстати, Святой Грааль, испив из которого можно получить прощение грехов или вечную жизнь.
Упоминается Гендельштрассе и в повести Станислава Гагарина «Три лица Януса», посвящённой советскому разведчику, который в конце войны собирал сведения об отрядах «вервольф» (эти банды готовили для диверсий, когда советские войска займут территорию рейха).
И кто знает, возможно так оно и было на самом деле...

Разработано в АЛЬФА Системс