Сегодня в нашем регионе проживают почти 80 000 инвалидов всех возрастов, из них 3 000 - детей. (В Калининграде около 40 000, детей – 1500)
Наталья ИГОРЕВА
Власти стараются облегчить жизнь нашим гражданам с ограниченными возможностями здоровья. Тратятся немалые бюджетные деньги. Помогает ли это сделать среду для инвалидов более доступной?
Об этом мы говорим сегодня с Сергеем Киселёвым, председателем «Ассоциации молодых инвалидов России «Аппарель». К слову, члены этой организации тоже имеют инвалидность и не понаслышке знают, как нелегко приходится людям с нарушениями здоровья.
Сергей Михайлович, по Уставу организации вы должны помогать молодым инвалидам в социальной, хозяйственной, культурной, трудовой деятельности, вообще в их интеграции в жизни. По-вашему, для инвалида важна работа? Можно же ничего не делать и получать пенсию.
Сергей КИСЕЛЁВ: - Для человека важно взаимодействие с другими людьми. Всё, что важно здоровому, желает и инвалид: дополнительного дохода, семью, квартиру, туристические поездки… Мы оказываем помощь ребятам с нарушениями от 12 до 30 лет. На нашем сайте www.apparel.ru есть раздел «занятость». Это ресурс и для инвалидов, и для работодателей.
Людям с нарушениями здоровья приходится очень тяжело. И есть такие, которые рвутся работать?
С.К.: - Да, есть, среди инвалидов больше желающих работать, чем среди здоровых. Однажды в «Аппарель» обратилась мама 35-летнего мужчины. Он имел серьёзные нарушения понимания (сниженный интеллект). 15 лет трудился подсобным рабочим, но организацию ликвидировали, его уволили. Для человека это был большой удар.
Мы проанализировали ситуацию. По нашему совету женщина обошла свой микрорайон. Нашла место, где директор пошёл навстречу, и её сын просто приходил раз в неделю и бесплатно помогал. Вскоре его взяли на «постоянку».
Работодатели охотно сотрудничают с вашей организацией?
C.К.: - В основном вновь открывающиеся просят подобрать им человека. Государство даёт ресурсы на создание рабочих мест для инвалидов. Есть закон о квотировании: компании численностью от 50 человек надо создать 3-4% для маломобильных граждан. Работодатели закон соблюдают, обращаются и к «аппарельцам», особенно когда бизнес специфический. Например, у нас попросил помощи предприниматель (изготовление золотых украшений). Просил аккуратного человека, и мы подобрали ему «колясочника» с горькой судьбой: парнишка попал под поезд, ему ампутировали обе ноги. Его задачей стало обтачивать заготовки для перстней на дому. Они сработались, в итоге производство «ипешника» расширилось, открыли цех, а наш юноша теперь - ведущий специалист, «правая рука» руководителя.
Не всем людям с ограничениями по здоровью так везёт…
С.К.: - Да, и ещё у некоторых имеются завышенные требования, они переоценивают свои возможности. Инвалид с дипломом юриста десятилетней давности, без единого дня опыта хочет зарплату от 15 тысяч. Или девушка с ДЦП, у неё непроизвольные движения рук и ног. По образованию ихтиолог и ищет работу лаборантки. Но это нереально: кто ей доверит работу с пробирками?! Или историк с ДЦП, хочет работать в школе. Но у него речь не поставлена! Аккуратно стараемся спустить ребят с небес на землю. И они всё-таки находят работу.
С работодателями, видно, тоже есть нюансы?
С.К.: - Руководители отказывают из-за стойких стереотипов и предубеждений. Считают, что инвалид станет часто болеть, не будет успевать за ритмом, внесёт негативный аспект в коллектив. Это же своеобразный человек (например, диабетику необходимо отлучаться от работы каждые два часа, чтобы делать себе укол). Или раз в 4 часа «колясочнику» минут 30 надо полежать. Но это всё не факт! Инвалид ответственнее и сильнее дорожит работой. Знаю массу слепых массажистов (учатся в Кисловодске), у которых многолетние клиенты.
Человек с инвалидностью не может делать работу не потому, что у него есть физические нарушения. Причина чаще в том, что окружающая среда для него не приспособлена.
Нынче властями много делается для безбарьерной среды. Где стало лучше, а где ещё надо поработать?
С.К.: - Когда говорят о доступной среде, всегда озвучивают миллионы потраченных бюджетных рублей. Так, на днях на мероприятии у губернатора докладывала руководитель фонда соцстраха. О том, сколько тендеров провели, сколько миллионов потратили на путёвки на санаторно-курортное лечение для инвалидов. Но инвалидам не интересно количество тендеров, денег. Каждому важно получить такую путёвку. Сократилось ли время ожидания в очереди? Нет! Надо ждать 3 года!
Безусловно, в Калининграде людям с инвалидностью стало комфортнее. Но есть вещи, которые не меряются миллионами и крайне важны. Да, в центре всё обустроили: дорожки, пандусы. Но на примыкающих улицах: Генделя, Грекова, переулок Советский, Носова, Ушакова – уже ничего нет.
Но стараются же сделать больше пандусов, даже обязывают к этому торговые точки…
С.К.: - Возьмём, к примеру, известное здание на Советском проспекте, 13. Там у пандуса большой угол наклона и широкие ступеньки – поэтому им пользоваться «колясочнику» невозможно! Говорят, на крыльцо этого здания можно въехать на подъёмнике. Но для этого кому-то надо бежать по ступенькам, просить дежурного. А тот отвечает: «Не знаю, электрика нет на месте». На крыльце том уложили красивую плитку. Но она скользкая, поэтому каждую зиму выкладывают дорожку из ковриков. Сколько сил и денег потрачено, а результат – здание для инвалида недоступно!
Сергей, ну хоть автобусов низкопольных теперь хватает? Ведь город много закупил…
С.К: - К сожалению, вышло так, что этот добрый шаг не явился фактором доступности среды. Почему? Есть жалобы от наших ребят, что водители не подъезжают к тротуару. И люди, чтобы войти в автобус, вынуждены выходить на проезжую часть. Но пешеходы не должны быть на дороге! И дело даже не в инвалидности. Пример: я еду в автобусе №4. Он меня высаживает на проезжей части по Советскому проспекту, 13 – улица Кирова. А я слепой, не знаю, что стою на дороге, но он меня высадил, а я доверяю. Такая ситуация – это статья Уголовного кодекса «Оставление в опасности в беспомощном состоянии».
Подобное, может, единичный случай?
С.К: - Нет, такое происходит часто. Однажды ждал автобус с человеком на коляске. Приехал, но вход не опускается. Водитель нам и говорит: «А что вы не сказали, что придёте? В гараже ключ бы взял…»
Как-то мы провели эксперимент на остановке «Улица Тихорецкая»: по обеим сторонам стояли волонтёры, «колясочник», я. Так за час прошли почти 40 автобусов и только 4 из них подъехали к тротуару.
Инвалид старается входить в транспорт в первую дверь. А там, нередко, как на дискотеке, на всю включают радио. От такого шума пассажиры не слышат просьбу о помощи, не разобрать остановок. Кондукторы вообще не имеют представления, как общаться с таким пассажиром. Случается, перед лицом слепого трясут своими монетами со словами: «Ну, что, платить будем?» …
В понятии человека с инвалидностью, доступная среда это – когда можно обходиться без посторонней помощи?
С.К.: - Безусловно. Приведу, хоть и курьёзные, но показательные случаи… В Испании инвалид на электроколяске украл в летнем кафе сосиску. Так двое полицейских не смогли его догнать. Или в Швеции «колясочник» с пистолетом пытался ограбить банк. То есть реально рассчитывал скрыться от правосудия. Но наши банки от грабителей на колясках защищены: в редком отделении можно пробраться даже к банкомату.
Сергей, калининградцы как относятся к инвалидам?
С.К.: - Всё лучше и лучше. Спасибо. На улицах предлагают помощь. Бывало, обижали: например, человека с ДЦП не посадили в такси. Теперь такого нет. Таксисты сами складывают коляски, грузят в багажник, помогают устроиться на сиденье. Ко мне водитель прямо подходит к подъезду и доводит до автомобиля.
Чем ещё занимаются «аппарельцы»?
С.К.: - Сейчас мы молодых инвалидов и их родственников начали обучать финансовой грамотности. Для них проводят курсы профессиональные лекторы-экономисты, сотрудники банков. Также тестируем среду на доступность. В совместных рейдах с ГИБДД проверяем парковочные места для инвалидов, потому что нередко их занимают. Есть у нас программа «Лидерство»: учим ребят активности, возим на профэкскурсии: на завод «Янтарь», в банки. В гостинице «Редиссон» были, и даже как-то посидели в кресле главы Калининграда.
Проводим Уроки доброты, к примеру, в школах №№36, 48. На этих занятиях доносим до ребят, как важно беречь своё здоровье, не рисковать, быть толерантным, дружелюбным, помогать другим.
Организация «Аппарель» всегда открыта для сторонников и друзей. Ведь каждый молодой человек с инвалидностью находится в трудной жизненной ситуации. Общественная организация не получает стабильного финансирования. Поэтому, здесь всегда нужна помощь.
К примеру, есть единый телефон + 7 911 460-89-16, его баланс может пополнить каждый желающий.
«Аппарель»: для инвалидов от 12 до 30 лет бесплатно
- содействие в занятости
- консультации и просвещение
- общение и сотрудничество
- на сайте www.apparel.ru
- «ВКонтакте» www.vk.com/apparel39
- «Фейсбук» www.facebook.com/apparel39
Телефон: +7(4012) 50-89-16
Факс: +7 (4012) 56-36-16
Иллюстрация Игоря Пащенко