В боях под Сталинградом танкист, механик-водитель Лёша Талызин был серьёзно ранен. Но только выписали из госпиталя - сразу на танк. На Курскую дугу, где вот-вот должна была разгореться великая битва...
Юлия ЯГНЕШКО
«Вот моя боевая статистика, - Алексей Николаевич вынимает из кармана листок со списком уничтоженной вражеской техники и рядами цифр. - Это ещё в Сталинграде, когда воевал на танке КВС-1. А это уже на Курской дуге. Тут мы на Т-34 сразу двух немецких «тигров» подловили. Тогда говорили, что за «тигра» сразу героя дают. Только я сразу в госпиталь попал. А за взятие 257-й высоты меня представили к ордену...»
Никогда не забыть тот день ветерану. Ведь это был его главный бой. И последний.
... Танки влетели на немецкую сторону. Прошли уже километра полтора, когда грязь из-под гусениц передних машин напрочь залепила триплекс (отверстие, через которое смотрит водитель). Алёша попытался прочистить, да куда там! Тут Т-34 крепко тряхануло, открытый люк заклинило и пули свободно стали залетать внутрь машины.
И снова удар. Это в танк угодил бронебойный снаряд. Ранило радиста. Башенного стрелка, Мишу Матохина, убило - снарядом ему вырвало сердце. И всю машину просто залило его кровью...
Вместо башнёра принялся заряжать пушку командир. Тоже раненый. Не удержавшись, он вылетел из люка. Алексей застопорил машину, под прицельным огнём немцев втащил командира и стал гасить пламя в моторном отсеке.
Немцы уже подобрались близко, но Т-34 ожил, развернулся. И тут в борт ударил второй снаряд. Машина перестала слушаться Алексея, а его самого пронзила страшная боль...
... Но на ручном газу, с практически оторванной стопой, с помощью радиста он как-то вывел машину из боя...
Письмо в Москву
Об этом и написал Талызин министру обороны России Сергею Шойгу в конце прошлого года. Рассказал, как врачи спасли ему ногу, как в декабре 1943 года демобилизовали и отправили домой. Что на фронте он вечно был в солярке да мазуте, а в госпитале выдали английскую шинель с чужого плеча - грязную, рваную, всю в крови... Так домой и приехал.
И попросил подарить парадный мундир танкиста.
«Ветераны-фронтовики говорили: брось, не ответит, - улыбается Алексей Николаевич. - А тут письмо со штампом западного военного округа! Предложили сшить мне парадную форму нового образца или полевую расцветки «Цифра».
Талызин выбрал парадную, цвета морской волны.
В военном ателье удивились. Такой индивидуальный пошив для Минобороны впервые. За какие такие заслуги?
- Вы, наверное, были сыном полка? - спросила мастер.
- Нет, воевал как положено! Хорошо сохранился!
Готов на парад!
Так и вышел из ателье с последней примерки в новом парадном мундире. На воротнике маленькие танки, на плечах погоны старшины, а на груди - медали: за отвагу, за боевые заслуги, за победу над Германией, за оборону Сталинграда и два ордена Отечественной войны. Как и было в 1943-м! Только на рукаве шеврон уже российской армии.
К сожалению, в этом году парад Победы Алексей Николаевич в числе ветеранов не принимал. Хоть и успели сшить ему мундир - подвело здоровье. Но уж в следующем году военный парад не пропустит!