Если вы следуете из Калининграда в Железнодорожный, то обязательно пересечёте посёлочек Севское. И, скорее всего, захотите в нём остановиться
Галина ЛОГАЧЁВА, фото автора
Севское, что в Правдинском районе, в 75-80 километрах от Калининграда. Дорога в центре поселения делает крутой поворот, огибающий древнюю кирху. Поэтому не заметить её нельзя. И путешественники, как правило, останавливаются и выходят из машины, чтобы осмотреть старинное строение.
Вот так же и мы, следуя в Железнодорожный, не смогли удержаться, чтобы не прикоснуться к старым стенам, у которых, как некоторые считают, тоже есть души.
Аборигены с кувалдами
Орденской, а позднее, лютеранской, кирхе в Бёттхерсдорфе (так называлось поселение до войны) более шестисот лет.
Увы, от монументального строения сейчас остались только башня без шпиля, да стена, что выходит на дорогу. И это легко объяснимо.
Дело в том, что местный колхоз к двухтысячным годам развалился, так что в качестве склада кирха тогда уже не использовалась, и местные аборигены принялись разбирать её на кирпичи — бесхозная же! Заступиться за церковь уже было некому.
Крушить стены принялись кувалдами. Сначала с опаской. Потом всё более наглея. Первыми жертвами вандалов пали крыша и та стена, что не видна с федеральной трассы. Её разобрали до уровня земли.
Средства от продажи средневекового кирпича инвестировались в местный магазин и возле него тут же пропивались. До рубля. Потом тела дядей с кувалдами обнаруживали в живописных позах по всему посёлку.
Однако вернёмся к сегодняшним реалиям.
Подходим к кирхе и останавливаемся у двери в башню. За ней, посреди битых бутылок, банок и обёрток сидят, затаившись, подростки.
Мы нарушили их уединение, пройдя через башню в неф и алтарную часть — главные по объёму части кирхи. Ну, что сказать? Там, где ранее располагались места для прихожан, стояли Распятие, литургические предметы
и т. д., сейчас бурьян в человеческий рост, да кусты.
И это при том, что церковь во время Второй мировой войны не пострадала. Ветшать она стала в конце восьмидесятых-начале девяностых в связи с развалом колхоза. Ну, а когда и как крушили её стены я уже писала.
Ход?
В паре-тройке десятков шагов от кирхи находится немецкое бомбоубежище, возможно, в средние века здесь существовал выход из подземного хода, ведущего в башню. А в годы войны его переоборудовали под укрытие.
Вообще в этом сакральном месте всё пропитано стариной. Достаточно сказать, что сама кирха построена по приказу великого магистра Тевтонского ордена Ульриха фон Юнгингена буквально за три года до разгрома рыцарей в Грюнвальдской битве (в 1407-1410 годах). Имелись в ней алтарь скульптора Валентина Хоффмана, орган работы мастера Остермейера, три колокола, а на башне - петушок.
Возможно, что главными прихожанами церкви были ремесленники: недаром же название поселения «Bцttchersdorf» связано с немецким словом bцttcher, что значит «бондарь».
Кстати, до наших дней дошло имя служившего в кирхе священника Иоганна Фридриха Вейзермеля, который вместе со своей женой в 1650 году подарил кирхе два оловянных алтарных подсвечника.
Им не было и 20 лет
27 января 1945 года Бёттхерсдорф заняли части 28-й армии. При этом погибли более 400 воинов Красной Армии. Они пали в боях за Бёттхерсдорф и окрестные поселки: рядовые, сержанты, лейтенанты, капитаны, не дожив до Дня Победы всего несколько месяцев! Самым юным солдатам не исполнилось и 20 лет…
Сначала братская могила находилась на окраине Севского. Но в конце 1980-х годов захоронение перенесли в центр посёлка.
Мемориал представляет собой четырёхметровую стелу конусообразной формы, у основания которой расположена чаша Вечного огня. Справа и слева от стелы две мемориальные стены. По периметру площадки вертикально установлены 12 бетонных четырёхгранных плит с фамилиями погибших.
Бёттхерсдорф переименовали в Севское в 1946 году. Новое название дано по предложению колхозников, переселившихся из Брянской области.