Где из знаменитого артиста делали эсэсовца, почему не дают посидеть на вокзальной скамейке, чьи слова вдохновили на подвиги русских героев, читайте в экскурсии этого номера
Юлия ЯГНЕШКО
В начале 20 века в окрестностях современной площади Калинина проходила граница города, где находились укрепления и размещался гарнизон. Как раз напротив входа в нынешний вокзал стояла артиллерийская казарма.
Между вокзалом и казармой существовала площадь — Райхсплатц (Имперская). С севера её границей служила нынешняя Железнодорожная улица. А от этой черты начинались улочки Grauderzer strasse, Bromberger strasse и Danziger strasse, которые и сейчас хорошо просматриваются по проездам.
Укрепления со временем устарели, так ни разу и не выполнив своих функций, и военные уступили место железнодорожникам. В 1914 году дюссельдорфская фирма «Флендер» начала возводить стальной дебаркадер вокзала. Открылся он только 19 сентября 1929 года — сроки затянулись из-за Первой мировой войны.
Главный городской вокзал
Основная достопримечательность площади, конечно же, здание Южного вокзала — невысокое, в стиле эклектики, построено по проекту архитектора Г. Корнелиуса, облицовано клинкерным кирпичом ольденбургского формата (его делали в кайзеровском поместье Кадинен, сейчас это Польша).
В центре — крупный ризалит со стрельчатой аркой. Понизу ряд входных дверей. Прежде над входом привлекала взор скульптурная группа из травертина: греческий бог времени Хронос ехал на тройке лошадей, олицетворяя прогресс, скорость и связь (скульптор Г. Брахерт). А сейчас здесь размещены часы и российский герб образца 1936 года.
Главный зал вокзала гулкий, с высокими узкими окнами, высоким потолком и мощными люстрами, похожими на церковные паникадила (и справедливо, они изготовлены на фабрике церковной утвари в Софрино). Освещение повсюду естественное верхнее, что очень редко сегодня.
Во времена Кёнигсберга в здании находились магазины, рестораны, парикмахерские, кегельбан, на втором этаже — управленческие бюро. Залов ожидания было два - первого и второго класса. Выделялись в них и места для курящих пассажиров.
Попасть на перрон можно по крытому переходу. Утверждают, что когда-то его стены были облицованы специальной плиткой, впитывавшей гарь и копоть.
Платформ пять, все они укрыты 178-метровым дебаркадером. Какими они выглядели хотя бы в 1960-х, можно увидеть в фильме «Щит и меч». Здесь снимали сцену приезда в Германию Генриха Шварцкопфа (Олег Янковский).
21 января 1945 года закончился немецкий период работы вокзала. Тогда отсюда ушёл последний поезд на Берлин. Пишут, что люди набивались битком, а в пути погибали от давки...
Потом был штурм города. И в здании и в переходах шли жестокие бои. Вокзал выгорел и все первые советские переселенцы приезжали не сюда, а на сортировочную станцию. Пока в 1949-м вокзал не отремонтировали.
И снова на Берлин!
6 мая 2000 года часть железнодорожных путей закрыли. А потом торжественно открыли на них Музей истории Калининградской железной дороги. Здесь демонстрируют любопытствующим 46 единиц железнодорожной техники, среди которых паровоз серии Л (1948 год), трофейный немецкий паровоз серии ТЭ (1943 год), служебный салон-вагон начальника Калининградского отделения Прибалтийской железной дороги, вагон-прачечная. А ещё есть семафор, совмещённый путь на две колеи — 1520 и 1435 мм, и трибуна, с которой в 1993 году объявили о восстановлении пассажирского сообщения с Берлином.
Чтобы попасть в музей, нужно входить с территории управления РЖД на ул. Киевской. Или заглянуть в Дом культуры железнодорожников, где находится вторая часть экспозиции: довоенные фотографии, объёмный план-схема станции Кёнигсберг, старинная вокзальная скамейка.
Благословил на битву
Выйдя из вокзала, сверните налево, к постройкам багажного отделения и главной почты. Почтовое здание напоминает замок Броуди из известного романа: мощное, крепкое, оконные проёмы из серого ракушечника изъедены временем. А во дворе можно увидеть, как тщательно выложены стены кирпичными узорами.
Следующая наша остановка у храма Преподобных Кирилла и Марии. Небольшой деревянный сруб возвели всего за день 21 сентября 2011 года.
Рядом с ним стройка, уже видны очертания звонницы. Возводится храм в честь сына Кирилла и Марии - Преподобного Сергия Радонежского (1314-1392), задуманного по образу московского зодчества 15 века, примером которого является Троицкий собор Сергиевой лавры.
Великого подвижника Сергия считают покровителем учащихся и называют небесным воеводой земли Русской. Именно он в 1380 году благословил князя Дмитрия, будущего Донского, на битву с ханом Мамаем. И схимонах Александр Пересвет, пришедший на поле Куликово из послушания Преподобному, одолел в поединке татарского богатыря.
В начале века 17-го, когда само существование России было под угрозой, жителю Нижнего Новгорода Косме Минину Сухоруку трижды явился Сергий, велел собирать войско, освобождать Москву. Так и сделали.
Имени Калинина
Окончить же прогулку по площади можно у памятника Михаилу Калинину работы скульптора Едунова и архитектора Гуляева.
Сам Калинин (1875 — 1946) был из тверских крестьян, но выучился в земском училище, поступил в услужение к помещику Мордухай-Болтовскому. Тот и увёз парнишку в Санкт-Петербург. Послужив барину, Михаил пошёл работать токарем на завод и стал активистом подпольно-стачечного дела большевиков, постоянно подвергался ссылкам.
Участвовал во всех трёх революциях, а в 1920-е годы ему поручили преодолевать последствия голода в Поволжье. После этого в народе было принято писать Калинину письма с самыми разными просьбами — если «ни за что арестовали» или нужно просто трудоустроиться. Многим он помогал.
Но в то же время был причастен к жестокому несправедливому раскулачиванию, а с 1937 года, когда стал председателем Президиума Верховного Совета СССР и де-юре возглавил Советский Союз, - к арестам, ссылкам, расстрелам...
Памятник на высоком постаменте из розового гранита установили в 1959 году. На пьедестале высечен герб СССР, а по кругу - рельефы флагов советских республик. Сам Калинин в нашем крае не бывал. Имя Михаила Ивановича присвоили городу, увековечивая его память в 1946 году, уже после его смерти.