Каждый день на телефон 112 поступает более 1500 звонков. И около 1000 (!) из них оказываются ложными вызовами. То дети развлекаются, то граждане в алкогольном угаре шутят. Многим из них, впрочем, впоследствии становится не до смеха
Наталья ИГОРЕВА
Как в начале июля сообщили сотрудники «Системы 112», количество ложных сообщений о происшествиях, поступивших с начала лета на телефон их «горячей линии», составило 62,7% (а всего за июнь операторы службы, которая объединяет Центр обработки вызовов в Калининграде, дежурно-диспетчерские центры экстренных оперативных служб и муниципальных образований региона, приняли 52083 звонка).
Телефонные «шутники» беспокоят не только это подразделение. Немалая доля приходится и на прямые телефоны полиции. И на каждое подобное сообщение реагировать нужно всерьёз – ведь даже в единственном на сто тысяч вызовов случае, когда речь будет идти о настоящем взрывном устройстве, промедление или легкомыслие обойдётся слишком дорого. Если выясняется, что полицейских, медиков, сапёров и кинологов сорвали с места забавы ради, сразу после завершения поисков «бомбы» начинается розыск «телефонного террориста». Как правило – успешный.

Так, например, 27 июня был звонок о том, что заминирована школа №26, расположенная на ул. Подполковника Емельянова. Там как раз отмечали выпускной, и сотрудникам спецслужб пришлось сворачивать праздник в экстренном режиме. Сообщение, к счастью, оказалось ложным. А полицейским, убедившимся в том, что опасности нет, пришлось заняться поисками «телефонного минёра». По некоторым данным, им оказался школьник, приехавший в наш регион на отдых из Москвы.
Школы «минируют» по телефону подростки. Одно время это едва ли не считалось хорошим способом отложить контрольную или перенести экзамен. Впрочем, и здесь бывают исключения: в Балтийске, например, школу №6 как-то раз «заминировали» таким способом… коллекторы. Таким путём они почему-то решили ускорить получение долга с одного из её работников. В результате гениям «долговой индустрии» пришлось узнать много нового о действующей правовой системе.
Иногда дети переключают свое внимание и на другие объекты. Например, в мае этого года девочка-подросток сообщила на телефон экстренного вызова о том, что она вместе с семьёй заблокирована в горящей квартире на улице Береговой в городе Светлом. Примчались пожарные, полицейские, сотрудники газовой службы и «скорая». Оказалось – просто детская шалость. К счастью, в это время не случилось настоящего происшествия, где могли бы потребоваться усилия людей, развлекавших заскучавшего подростка.
Взрослые же всё чаще обращают своё внимание на торговые центры или вокзалы. Уж сколько раз перекрывали «Кловер», «Плазу» и Южный вокзал в поисках взрывчатки – а «шутка» до сих пор кажется кому-то оригинальной, особенно на пьяную голову.
То 45-летний нетрезвый калининградец сообщил о заложенной в «Мега-Центре» мине, то в Черняховске 41-летний местный житель, изрядно приняв на грудь, решил развлечь полицейских сообщением о готовящемся взрыве.
В конце мая пьяный мужчина «заминировал» «Макдональдс» рядом с Северном вокзалом, а в июне 32-летний житель Зеленоградского района сообщил по телефону о том, что в Советске вот-вот взлетит на воздух отдел полиции… Всех «шутников» вычислили и задержали «по горячим следам».
И, кстати, искреннее убеждение многих граждан в том, что «за такую ерунду, как телефонный звонок, даже судить не будут», на самом деле лишено оснований.
Подросткам до 14 лет действительно не грозит привлечение к уголовной ответственности. В таких случаях по-серьёзному страдают только их родители. Детишек поставят на профилактический учёт и заставят какое-то время общаться с сотрудниками полиции, а вот родителям придется заплатить штраф (или до двухсот тысяч, или до миллиона рублей – в зависимости от нанесенного «шуткой» ущерба) и, кроме того, ещё оплатить работу сотрудников спецслужб по поиску взрывного устройства.
Взрослым же и отвечать по-взрослому. Стоит учесть, что многотысячные штрафы – это нижняя планка, а суды вовсе не склонны расценивать подобные выходки как «невинные шалости». Санкция по статье 207 УК РФ «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма» при отсутствии крупного ущерба достигает 3 лет лишения свободы, при его наличии может достигнуть и 5 лет. И нужно отметить, что даже в нашем спокойном регионе есть случаи, когда граждане, решившие «проверить оперативность спецслужб» узнали о ней больше, чем хотели.
Так, например, молодой человек, решивший через уличный автомат сообщить о минировании аэропорта Храброво получил 240 часов исправительных работ. А вот калининградца, забавы ради сообщившего через таксофон с улицы А. Невского о минировании городского автовокзала, приговорили к 1,5 годам лишения свободы в колонии строгого режима.
Кстати, ложные сообщения о терактах не являются каким-то исключительно нашим местным колоритом. Вот, например, в больнице польского города Бельско-Бяла полиция задержала 45-летнего пациента, решившего таким образом сократить срок лечения. Устав от процедур, пан сообщил в спецслужбы о заложенной в медучреждении бомбе. Бомбу сапёры не нашли, а вот звонившего вычислили. По польским законам ему светит до 8 лет лишения свободы.
Иллюстрация Игоря Пащенко