На носу отпускной сезон. О чём надо помнить, чтобы не попасть впросак
Наталья ИГОРЕВА
По информации пресс-службы Калининградского областного суда, жители часто обращаются с исками к турфирмам. Действительно, «продавцы путешествий» нарушают права граждан.
Нарушают по-разному. Сокращают тур, везут «не туда», снижают «звёздность» обещанной гостиницы, штрафуют, не возвращают деньги за объективный отказ от поездки. Так поступают даже крупные и серьёзные в России турбрэнды. Но сильно расстраиваться всё же не стоит: исходя из судебной практики, особо настойчивые несостоявшиеся туристы имеют шансы на удачу в суде даже по вроде как «невозвратным» расходам.
Иммунитет от штрафов и потерь
У людей могут быть разные причины для отказа от тура: и трагические, и по болезни. Но турфирмы стараются так составить кабальные договоры, чтобы человек даже больной ехал путешествовать, если не хочет лишиться своих денег. С температурой купаться в море, с радикулитом или на костылях лазать по горам…
Так, к примеру, супруги М. 31 мая 2014 года заключили договор с ООО «Турне-Транс Трэвел» - купили десятидневный отдых в Испании на двоих в середине августа.
Цена - 70 983 рубля. Почти через 2 месяца (26 июля) М. попросил фирму аннулировать тур по болезни. «Турне-Транс Трэвел» сообщило, что его заявление направлено туроператору - «Анэкс Регионы» - и тур отменили. А через несколько дней семье вернули меньше половины цены - 31 320 рублей. Туроператор сослался на право удержания штрафа (прописанного в договоре) - 39 752, 84 рубля. Люди обратились в Центральный районный суд.
Фемида встала на сторону несостоявшихся путешественников.
Были рассмотрены пункты договора с фирмой. В соответствии с п. 4.7.3, 5.1 договора при расторжении договора по инициативе туриста, последний обязан заплатить сумму штрафных санкций. Так, при отказе туриста от тура за 20-10 дней до вылета (М. обратился за 12 дней), возврату подлежит 50% от стоимости заказа. Суд счёл, что данные положения договора противоречат действующему законодательству, поскольку ущемляют права потребителя по сравнению с правилами, законами и иными нормативными актами Российской Федерации, и признал положения договора недействительными.
Согласно статье 6 ФЗ от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристической деятельности в РФ» каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств. К таким обстоятельствам относятся, в том числе, невозможность совершения поездки по независящим от него причинам - болезнь, отказ в выдаче визы и др.
«Истец М. заблаговременно известил ответчика об отказе от тура, и при этом обстоятельства, послужившие основанием для отказа, не зависели от воли сторон. Кроме того, туроператор не представил суду достоверных доказательств того, что он понёс фактические расходы в связи с отменой поездки», - записано в решении судьи.
Центральный райсуд взыскал с туроператора ООО «Анэкс Регионы», оштрафовавшего заказчика за отказ от тура, 55 579 рублей (остаток за тур, моральный вред, штраф) и признал недействительными пункты 4.7.3, 5.1 договора, заключённого между истцом и турагентом. Судебная коллегия по гражданским делам оставила решение в силе.
Надо отметить, что чаще всего места в самолётах и номера в отелях выкупаются туроператорами заранее, оптом, то есть, они не могут предъявить документы с фамилиями конкретных людей. (Нередко билеты на путешественника оплачивают только за два-три дня до поездки.) Следовательно, фирма не может доказать фактически понесённых за конкретного клиента расходов. И тогда судья может решить, чтобы туроператор вернул стоимость путёвки целиком.
В полёт без вас
Надо отметить, что и с полётом могут возникнуть проблемы не по вашей вине. По глупости, безграмотности других. Так, по решению Ленинградского райсуда Калининграда с авиакомпании «Международные авиалинии Украины», неправомерно отказавшей пассажирам в регистрации на рейс, взыскали и компенсацию, и оштрафовали.
Суть истории такова. Гражданин Б. купил 4 билета по маршруту Калининград–Киев–Алматы и обратно за 80 780 рублей. Но на рейс семью не пустили: из-за отсутствия заграничных паспортов и въездных виз Республики Казахстан. Поездка была связана с семейными обстоятельствами: Б. пришлось эти билеты сдать, и купить более дорогие (стоимостью 94 694 рубля) на рейс через неделю через Санкт-Петербург. При сдаче авиабилетов мужчине вернули только часть стоимости - 51 665 рублей. То есть почти 30 тысяч человек потерял.
Конечно, Б. обратился в авиакомпанию с претензией. В офисе сообщили, что решение об отказе в регистрации приняли на основании норм «TIMATIC». Однако впоследствии выяснилось, что указанные нормы устарели. Удержанные при сдаче билетов деньги в итоге вернули, извинились, однако разницу в стоимости авиабилетов и расходы на такси так и не возместили.
И пошёл Б. в суд. Где установили, что «воздушная перевозка по маршруту Калининград-Киев-Алматы была единой и регулировалась одним договором, истцы пересекли бы именно российско-казахскую границу, а не украинско-казахскую, поскольку повторную регистрацию на авиа-
рейс на территории Украины им проходить не требовалось». А для въезда в Казахстан достаточно паспорта РФ или свидетельства о рождении – на детей. Поэтому суд решил, «что в данном случае сотрудники авиакомпании неправомерно отказали истцу и членам его семьи в допуске к воздушной перевозке…».
Суд взыскал с «Международных авиалиний Украины» в пользу Б. убытки в размере 13 914 рублей, неустойку - 13 914 рублей, компенсацию морального вреда - 10 000, штраф - 18 914 и судебные расходы - 7 000. Всего 63 742 рубля.
Иллюстрация Игоря Пащенко