Улица Тихоненко или Am stadtwald

5 минут
Сегодня «Гражданин» приглашает на северо-запад Калининграда, чтобы узнать, чем знаменита эта утопающая в зелени улочка и следы каких эпох можно здесь обнаружить

Идея Любови СУРОВЦЕВОЙ, ученицы школы №19, и Софьи СИЛИЧ. Обработка Юлии ЯГНЕШКО

Улица Тихоненко появилась около сотни лет назад, когда предместье Юдиттен, центром которого была одноимённая кирха, присоединили к Кёнигсбергу, реализуя проект «Город-сад». 
Чтобы на неё попасть, нужно от конечной остановки транспорта по ул. Брусничной подняться на возвышенность и пересечь Тенистую аллею. Слева над крышами вы угадаете шпиль старой кирхи, где сегодня расположились православный Свято-Никольский собор (он был освящён в 1987 году) и женский монастырь. 
4271.jpg
В Кёнигсберге ул. Тихоненко называлась Am stadtwald, что в переводе с немецкого означает «У городского леса». Такое название она получила благодаря расположенному рядом лесу Теодора Кроне (между  Химической и Тихоненко). 
И на сегодня улица утопает в зелени. Начинается она от рощи из краснолистных буков и трёх мощных вековых дубов. Именно в ветвях таких великанов, по разумению пруссов, и обитали их грозные боги.

Кто кроется в ветвях?
Стоит только приглядеться, и в листве нет-нет, да и мелькнёт гневное лицо бога грома и молнии Перкунаса, которого можно узнать по чёрной бороде и полыхающему над головой пламени. Рядом с ним юноша в венке из спелых колосьев – это бог войны и земледелия Потримпс. И наконец, Патолс, бог смерти - мертвенно бледный старец с длинной бородой, покрытый погребальным саваном.
Кто знает, может, именно тут пруссы и ублажали богов дарами: Потримпсу полагался янтарь, Патолсу преподносили жертвенных животных, а Перкунасу — белую необъезженную лошадь, а лучше - кровь врага!
Говорят, что такой дуб не срубить — топор будет отскакивать от ствола... И мы не будем нарушать более покой языческих богов.
Барышня и кавалер
Остановимся у калитки бирюзового дома №1. Изящный эркер венчает балкончик с резными балясинами. А на коньке крыши уместился флюгер: барышня весело болтает ножками в компании кавалера в цилиндре.
Кто изобрёл флюгер — доподлинно неизвестно. Но самый древний находился на Башне Ветров в Афинах уже в 48 году до нашей эры: 1,5-метровый бог глубин Тритон указывал направление ветра и местонахождение бога, который на тот момент управлял погодой. 
Кстати, флюгер — это не только полезный метеорологический прибор. Считается, что фигурки отпугивают нечистую силу,  отваживают от дома воров и даже предупреждают пожары.
Хозяева этого особняка на Тихоненко наверно желали, чтобы романтичная парочка охраняла в их доме семью и любовь.

Просятся на полотно
Прохаживаясь по улице, вообще создаётся впечатление, что владельцы домов бывшей Am stadtwald словно соревновались, стараясь украсить свои дворы дендрологическими изысками, прудиками, альпийскими горками, а дом - архитектурной изюминкой. 
Здесь можно насладиться тишиной, природой и сюрпризами: то над крыльцом покажется маленький фонарик, то при входе в дом обнаружатся вензеля, а то вдруг Цирковая улица «перешагнёт» сюда через квартал!
В доме №53а живут ветераны труда Александр Николаевич и  Инна Ивановна Дёмины. Вместе с сыном они создали настоящий музей ремёсел и художеств под открытым небом. Вот настенные панно «Жар-птица» и «Аленький цветочек», а в палисаднике «живут» золотая змейка, лягушонок, улитка и аист. Можно здесь найти керамическую девицу-красавицу, а также символы мира и любви — голубя и сердце. 
Улица Тихоненко — идеальное место для пленэра. Любой домик под сенью елей с 5-этажный дом, лиственниц и каштанов — готовый сюжет. И если художники поторопятся, они ещё успеют запечатлеть на картинах яблони в  «подвенечных нарядах»! 

Навсегда двадцать семь...
Сразу после войны бывший Юдиттен активно заселили переселенцы. Они приезжали со всех концов страны и устраивались на работу на предприятия Сталинградского района (позже Октябрьского, а сейчас Центрального, - прим. авт.), и в первую очередь на вагоностроительный и  целлюлозно-бумажный заводы. Неудивительно, что улицу, на которой они жили, назвали сначала Стахановской. Потом переименовали в Белогородскую и только в 1970-м году она получила имя Героя Советского Союза старшины Ивана Тихоненко. Одного из тех, кто нанёс сокрушительный удар по нацизму и заставил капитулировать крепость. Об этом напоминает мемориальная доска на доме №3. 
Иван родился и вырос в крестьянской семье в селе Черновка, что в Новосибирской области. Работал трактористом в колхозе, а в 1939 году ушёл в  Красную Армию и оказался на Дальнем Востоке, служил на озере Хасан.
Боевое крещение Тихоненко принял в августе 1941 года, а к стенам Кёнигсберга подходил уже с несколькими наградами - орденами Ленина, Красной Звезды, Отечественной вой-
ны 1-й степени, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги». 
... 6 апреля 1945 года старшина Тихоненко поднялся в атаку первым, увлекая за собой всю роту. Ребята  прорвали оборону гитлеровцев, но взвод оказался далеко впереди. Немцы не давали отдышаться, намереваясь уничтожить горстку советских солдат. Иван приказал экономить патроны, подпускать врага как можно ближе и стрелять только наверняка.
В этот день бойцы взвода отбили 6 контратак и уничтожили почти сотню фрицев, а когда линия фронта выровнялась, вместе со всеми снова пошли в атаку. Она оказалась для Ивана Тихоненко последней.  
Его похоронили в братской могиле на территории нынешнего Чкаловска. Посмертно командиру взвода 349-го стрелкового Казанского Краснознамённого полка 26-й стрелковой Сталинградской,  Краснознамённой ордена Суворова дивизии 43-й армии 3-го Белорусского фронта присвоили звание Героя. 
Кстати, в родном селе Ивана Кондратьевича тоже есть улица его имени. Сразу после вой-
ны в память о нём там поставили скромную кирпичную пирамиду с капсулой в основании с воззванием к потомкам: берегите мир!
А недавно открыли бюст старшины Тихоненко, простого солдата, защищавшего Родину, которому  всегда будет лишь 27 лет...
Разработано в АЛЬФА Системс