Улочка имени выдающегося педагога притаилась в центре города, между областной научной библиотекой и драмтеатром. Длина её - всего 150 метров, но она хранит богатую историю
Юлия ЯГНЕШКО
Именно отсюда начинался в Кёнигсберге живописный район Хуфен, который некогда сформировался вдоль дороги на Пиллау (Балтийск). Но тогда улочка называлась Зальцаштрассе и была длиннее: она пересекала нынешнюю Театральную и продолжалась по переулку Д. Донского.
Нарекли её в честь Германа фон Зальца (1179 - 1239), Великого магистра Тевтонского ордена, который руководил рыцарями аж 30 лет.
Сам он стал рыцарем в 17 лет, побывал в походе на Святую землю, а в конце концов стал видным политиком и дипломатом. Улаживал конфликты императора Священной Римской империи Фридриха II с вассалами, вёл переговоры, организовывал крестовые походы.
Император за это подарил Тевтонскому ордену Пруссию, а Папа Римский Григорий IX наделил тевтонцев всеми привилегиями.
Именно Зальца заложил основы орденского государства, когда завоевал земли пруссов.
Также историки предполагают, что он разработал Кульмское право - городское право орденского государства.
Архив и библиотека
Сегодня на улице расположен всего один дом - №1. Это многоквартирный жилой дом. Соседствует с ним здание областной библиотеки в форме отражённой буквы «Г» (по проспекту Мира, 9/11, но заворачивает на ул. Ушинского).
Библиотека принимает читателей с 1948 года, накопила около 800 тысяч книг и иных источников.
До войны в этом здании размещался Прусский государственный архив. Для него и возвели это строение в 1930-м по проекту архитектора Роберта Либенталя в стиле баухаус: строгие формы, много бетона и железа в конструкциях, гранитная красивая винтовая лестница, стекло и бронза (подоконники, крыша и водосточные желоба).
Главный вход, как и сейчас, находился в «башне» с панорамным остеклением до самой крыши.
В «загогулине», выходившей на Зальцаштрассе, располагались читальный зал, офисы и квартиры для служащих.
Здание было выкрашено в светло-жёлтый цвет, оконные рамы в тёмно-фиолетовый, а за стёклами виднелись золотистые шторы.
Внутри немыслимые на то время удобства: электроосвещение, лифты, паровое отопление, помещения для хранения с регулируемыми полками, фотолаборатория, телефонная станция на каждом этаже и даже пробковый пол в читальном зале.
Архивные фонды сюда перевезли из Королевского замка - почти 40 фургонов документов. Самые древние из них - в ящичках ещё орденских времён.
После войны здание быстро восстановили, сохранив внешний вид и планировку.
Скверы и фонтан
К улочке Ушинского прилегают сразу два сквера. Со стороны площади Победы - «Сквер энергетиков», подаренный городу энергопредприятиями в честь 70-летия образования энергосистемы края в 2015 году.
Дорожки, кстати, проложили в нём по протоптанным горожанами тропинкам. (Это академик Курчатов некогда приказал асфальтировать дорожки возле своего института только после того, как сотрудники протопчут удобные им тропинки.)
Со стороны проспекта Мира-улицы Театральной - сквер с фонтаном. В 2007-м здесь провели реконструкцию: появилась колоннада и амфитеатр, бетонную чашу фонтана поменяли на гранитную и снабдили его «голосом». Теперь здесь иногда звучит музыка.
Кстати, после войны и до 1967 года чашу фонтана украшал привычный советский символ - скульптурный детский хоровод.
Спасибо, Шиллер!
С улочки, хоть и со спины, но отлично виден памятник Шиллеру (годы жизни -1759-1805).
Из бронзы немецкого поэта и драматурга воссоздал скульптор Станислаус Кауэр. Памятник отлили в 1910 году и поставили на Парадеплац (ул. Университетская), а сюда перенесли в 1936 году.
Говорят, что во время штурма Кёнигсберга его спасла надпись неизвестного: «Не стрелять! Он свой». Мол, не фашист, а писал о жизни простого немецкого народа.
Поэтому «раненую» осколками в левое плечо скульптуру отреставрировали и оставили в покое. Правда, в советские годы у памятника наблюдали скопление народа. В ночь перед выпускным школьным сочинением. Когда под башмаком Шиллера 10-классники находили листок с темами сочинений!..
(Темы тогда были едины для всей страны, и их сообщали чьи-то знакомые с Дальнего Востока, где сочинения уже были написаны.)
Не карцером, а совестью
Сегодня улица носит имя Константина Ушинского (1824-1871), родоначальника русской научной педагогики.
Он родился в семье дворянина, отставного офицера, участника
войны 1812 года. Детство провёл в уездном городке Новгород-Северский под Черниговом.
(Кстати, настоящая фамилия у отца – Вошинский, изменил он её из-за неблагозвучия.)
Константин окончил юридический факультет Московского университета, служил на кафедре энциклопедии законоведения Ярославского Демидовского лицея, но вольнодумие довело его до негласного надзора. Уехал в Петербург. Потом преподавал русскую словесность в Гатчинском сиротском институте, где взращивали людей, верных «царю и отечеству». Потому и упирали на строгость: за провинность - карцер, на прогулку в город - только по субботам и воскресеньям и т.д.
Сам Ушинский говорил, что воспитание там было за дверьми здания… И сумел внедрить новые порядки — без доносительства, воровства. Наказание вместо карцера - презрение товарищей.
После работал в Смольном институте. Там добился, чтобы учениц не делили на «благородных» и «неблагородных» (не дворянок), а преподавание вели на русском языке.
Свои взгляды на систему воспитания и образования в России Ушинский публиковал в «Журнале для воспитания», а сам редактировал «Журнал Министерства народного просвещения» и превратил его в прекрасное педагогическое пособие.
Излишне передовой педагог очень мешал начальству. Но избавиться от него не нашли предлога. И отправили... в длительную командировку в Европу, чтобы лечился (страдал болезнью лёгких) и изучал там школьное дело.
Константин Ушинский - автор детских рассказов («Жалобы зайки», «Лекарство», «Орёл и кошка», «Детские очки» и др.), а также первых общедоступных учебников для детей - «Родное слово» и «Детский мир».
Главный его научный труд - «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Но окончить его он не успел, скончавшись в 47 лет. Похоронен в Киеве на территории Выдубецкого монастыря.
Кстати, сейчас в России ежегодно проходит школьная олимпиада имени Ушинского для ребят со способностями к педагогике. В 2021 году Дарья Юрмышева и Настя Баратова из калининградских гимназий №№32 и 40 стали её призёрами.