Из стажёров в полноправные водители Паша Лопатин переквалифицироваться не успел: грузовик бийского «Горсантреста», на котором он практиковался, изъяли для нужд фронта. Но в октябре 1941-го ему пришла повестка в армию, и, конечно, паренька сразу зачислили в автобатальон
Юлия ЯГНЕШКО
Павел Константинович — сибиряк, вырос в городе Бийск, что в Алтайском крае. Среди гор и природы неописуемой красоты, какой кажется каждому человеку его родина.
«Я родился давно, 2 февраля 1922 года, - улыбается наш герой. - В небольшой семье: родители, да мы вдвоём с младшим братом. Отец, Константин Ефимович, был великим тружеником, работал столяром. А ещё охотился и брал нас с Иваном с собой. Добывали мы горного козла. Мясо у него вкусное, но побегать приходится немало. Основная добыча — птица, косач или рябчик. Охочусь я и до сих пор, только вот ноги стали подводить...»
Но машину отобрали
Больше охоты парень любил только технику и иначе как за рулём грузовика себя в будущем не представлял. Да только школу окончил в несчастливом 1941 году, когда на страну обрушилась тяжёлая, долгая, невиданная война...
Отца сразу мобилизовали, и как опытного охотника взяли в снайперы. Константин Лопатин прошёл всю войну, был тяжело ранен в ногу, но вернулся домой живым.
Вслед за отцом собирался на фронт и Паша, чтобы дать отпор ненавистным фашистам. А пока стажировался в «Горсантресте». Эта коммунальная организация занималась канализацией Бийска, чистила туалеты и т.д.
Стажировка заканчивалась и Павла должны были вот-вот перевести в водители, да машину изъяли для армии... Всё для победы!
В дорожных войсках
Сказать, что ребята с водительским опытом в Красной Армии требовались, - не сказать ничего. Поэтому сразу после призыва рядового Лопатина определили в дорожные войска. Служил он в Сибирском военном округе, немного в родном городе, а затем в 78-м автобате, который дислоцировался в Новосибирске.
«Я возил разные военные грузы, но что именно — офицеры не распространялись, - говорит Павел Константинович. - Моя задача — доставить их на вокзал к составу. А дальше всё отправляли на запад, на передовую».
В автобате пришлось работать с разной техникой. Водил Павел грузовик ГАЗ, который в народе именовали «полуторкой» за грузоподъёмность в полторы тонны.
На «полуторке» автопром военного времени сильно экономил: на машину ставили по одной фаре со стороны водителя, лишили её передних тормозов, крылья делали из обычного кровельного железа, а вместо четырёх задних колёс ставили два.
Зато двигатель запускался с пол-оборота, пусть и ручным стартёром, автомобиль мог работать на керосине и спирте, а крыша и двери из брезента позволяли шофёру быстро выскочить, если машина загоралась.
«Кроме прочего мы готовили машины для перевозки «катюш», - вспоминает Павел Константинович. - Но для «катюш» ГАЗ не годился, только ЗИС. Ещё ставили на них прожектора».
Зато советские реактивные установки отлично пригодились на передовой. Сами немцы говорили, что их обстрел подобен урагану: одновременно разрывается полтора десятка снарядов, потери в живой силе значительные.
И поставил Тельмана на место
Демобилизовавшись, в 1946 году Павел вернулся домой, работал в автобазе «Сельхозтехники». А в 1965 году приехал в Калининград.
«Я успел ещё увидеть немецкий замок, пока его не разрушили, - вспоминает он. - Работать устроился водителем в «Дормостстрой», контора которого находилась на Советском проспекте. Эта организация с 1947 года ремонтировала в городе дороги. Имелся у нас свой асфальто-бетонный завод.
Я работал на самосвале, возил щебёнку, песок, бордюры, брусчатку, катки для укладки асфальта и сам асфальт, который требовалось доставлять горячим. Выгружу - и сразу рабочие его раскатывают. Кстати, тогда это были в основном женщины.
Потом я перешёл на 10-тонный автокран, который сам пригнал из Иваново. Между прочим, в 1977 году пришлось мне поучаствовать в установке бюста Эрнста Тельмана».
Сложилась в Калининграде и личная жизнь. Правда, жену Павел Константинович привёз из родного Бийска. Клавдия Николаевна работала там в городской больнице, заведовала аптекой. Они вырастили дочь и сына.
* * *
За плечами Павла Константиновича Лопатина, Ветерана труда, ветерана калининградской организации «Дормостстрой», которая стала его единственным местом работы в Калининграде, огромный трудовой стаж.
При его участии в том числе строились такие важные магистрали, как Советский проспект на выезде из города, улицы Комсомольская и Мастеровая (сегодня она носит имя Маршала Борзова). За что и поблагодарил ветерана в день его 96-летия президент России. Поздравляем!