- В начале 90-х разразился тяжёлый финансовый кризис, и «городу» в буквальном смысле слова пришлось выживать. - Вспоминает депутат калининградского городского Совета первого созыва Антонина Майдак. - Денег не было даже на уличное освещение. Калининград всем оказывался должен – энергетикам, газовикам, разным поставщикам... Средства находились в последний момент, иногда заимствовались у банков, тратились буквально с колёс. На реагенты для очистки питьевой воды, на мазут и уголь, поскольку Калининград просто замерзал, на зарплаты учителям, на самые насущные нужды...
И именно в это сложное время и родилась газета «Гражданин», которая, как я считаю, сыграла серьёзную роль в информировании населения о состоянии бюджета, в консолидации горожан по преодолению финансово-экономических трудностей. Социального взрыва не произошло, в том числе и потому, что люди честно, откровенно и оперативно извещались о том, что происходит с бюджетом, коммунальными службами, дорожным хозяйством и т. д.
Первый редактор «Гражданина», Анатолий Семёнов, сам был депутатом первого созыва и членом президиума. Он очень часто выступал, поскольку имел гражданскую позицию, был активным. Поэтому когда встал вопрос о кандидатуре редактора, все члены президиума во главе с Виталием Шиповым единогласно проголосовали за него.
Надо сказать, что тогда в Совет входило 127 депутатов, 11 из них были избраны в члены президиума. Но на платной основе работали только председатель Совета и его зам. Президиум собирался раз в две недели, а может, и чаще - потому что в начале 1990-х формировался правовой статус муниципальных образований. Мы вводили такие понятия как «муниципалитет», принимали Устав города, очень много нормативных документов разрабатывали с нуля. Активно работал юридический отдел горсовета под руководством Любови Милинис, которая стояла у истоков нормативно-правовой базы местного самоуправления Калининграда.
Кризис был преодолён, и, слава богу, что то тяжёлое в экономическом отношении время за последующие 15 лет не повторилось ни разу».
«Те депутаты были особенными – они верили в демократические перемены, хотели реформ, но не знали, с какого боку к ним подступиться. - Вспоминает депутат калининградского городского Совета первого созыва Анатолий Булкин. - И поэтому их идеи были самыми разнообразными, порой просто фантастическими. Но многие, как ни парадоксально, в жизнь воплотились.
Начали с решения об открытии города. И мы возили это решение Руслану Хасбулатову, в то время председателю Верховного Совета РФ, и известили страну об этом.
Конечно, депутаты по сравнению с нынешними были наивными, но зато более добрыми и активными. Взять Анатолия Семёнова.
Тогда не было никакой другой газеты, кроме Калининградской правды, и ему поручили организовать свою, городскую. Хотя он к журналистике в то время особого отношения не имел. Но благодаря его энтузиазму, может, в какой-то степени даже здоровью, царство ему небесное, газета с первых её номеров получалась именно такой, какой и должна была быть».
Как начиналась газета «Гражданин»
История газеты «Гражданин» на самом деле началась не с выходом её первого номера 30 сентября 1991 г., а в 1990 году, - вспоминает Марина Матюнина, одна из первых журналистов «Гражданина», - когда первый, пришедший на волне демократии, городской Совет начал свою работу. Именно тогда у депутатов возник вопрос: почему во всех районных городах Калининградской области есть газеты, а в Калининграде - нет? Дискуссии продолжались довольно долго, потом депутаты пришли к компромиссу. Они стали готовить свою страничку в газете «Калининградский комсомолец». По сути это была просто личная договоренность депутата Анатолия Семёнова и редактора «Комсомольца» Александра Остахова.
После реорганизации «Калининградского комсомольца» рубрика «Гражданин» перекочевала в газету «Проспект Мира». Так получилось, что именно я работала с авторами вкладыша «Гражданина» в обоих изданиях. Депутаты активно общались с людьми, сами отвечали на письма. Более того, не считали за труд лично принести в редакцию ответ на критическую публикацию, как к примеру, было с Виталием Шиповым, который сам принес ответ на статью о застройке. Споры, дискуссии на самые острые темы развития города были главной особенностью этой странички.
ГКЧП изменил ситуацию. И не только тем, что мы стали жить в другой стране. Учредитель «Проспекта Мира» не пожелал выпускать политическую газету, решив полностью перепрофилировать издание на информационно-просветительское. В нём не нашлось места ни аналитике, ни экономике, ни политике, и конечно же, информации городского Совета. Именно путч и подтолкнул власти города на принятие решения о создании полноценной самостоятельной газеты, о которой так долго все говорили. И 30 сентября 1991 года на свет появилась новая газета - «Гражданин». В итоге многие сотрудники «Проспекта Мира» уволились и его редакция практически в полном составе перешла в газету «Гражданин».
Дух победы, свободы гулял и по кабинетам Совета депутатов, и в редакции. Планерки проходили весело, да и сам коллектив был молодой, легкий на подъем. Анатолий Семёнов - редактор, Александр Остахов - замредактора, обозреватели Анатолий Ткаченко, Марина Матюнина... Газеты иллюстрировались снимками фотокорреспондента Анатолия Петренко.
В первое время мы ещё не успели почувствовать на себе, что такое толпа руководителей (учредителем «Гражданина» был Калининградский городской Совет народных депутатов, а значит каждый депутат мог настаивать на своём видении облика и содержания газеты).
Однако всегда здесь прочным щитом становился Анатолий Александрович Семенов - первый редактор, депутат, который не позволял вмешиваться в редакционную политику и подминать под себя газету.
... Вечная ему память.
Анатолий Александрович СЕМЁНОВ
первый директор и главный редактор газеты «Гражданин» (в течение 15 лет)
• Родился 28 августа 1945 года.
• Учился в Московском инженерно-физическом институте (МИФИ).
• С 1967 по 1993 годы работал во всесоюзном научно-исследовательском институте «Электротранспорт» (Калининград). Сначала старшим технологом-конструктором отдела электрооборудования, затем главным конструктором проекта.
• На волне демократии 1990-х был избран депутатом городского Совета Калининграда первого созыва. Был членом президиума Калининградского городского Совета народных депутатов, председателем комиссии по связям с органами общественного самоуправления и общественностью, информации и гласности.
• Решением 5-й сессии горсовета от 17 октября 1991 года назначен главным редактором газеты «Гражданин».
• Ушёл из жизни после тяжёлой болезни 25 августа 2008 года.
Анатолий Александрович Семёнов - основатель «Гражданина» и его первый главный редактор - всегда был прочным щитом для газеты.
... Вечная ему память.
«Гражданину» четверть века
30 сентября газете «Гражданин» исполнится 25 лет.
Она родилась на волне демократии, когда пал так называемый «железный занавес» и Калининград стал открытым.
«Гражданин» прошёл с городом весь нелёгкий путь длиною в четверть века, переживая вместе и депрессии, и застой, и подъёмы.
Сегодня с нами вспоминает как всё это было первый заместитель главы города Светлана Мухомор
Галина ЛОГАЧЁВА
Светлана МУХОМОР: - Сначала я хочу поздравить газету «Гражданин». 25 лет — это серьёзная, достойная, красивая дата. И за каждым отрезком пути стоят, конечно же, люди.
С первым главным редактором, Анатолием Семёновым, мы работали, когда он ещё был членом президиума Калининградского городского Совета народных депутатов первого созыва, возглавлял комиссию по связям с органами общественного самоуправления и общественностью, информации и гласности.
Думаю, что у газеты, так же как и у города, тоже были непростые времена. Её пытались закрыть, либо сделать какой-то другой. Тем не менее, вот она, живёт. И постоянные читатели давно заметили, что газета внешне и красивая и, как мне кажется, интересная. По крайней мере, для меня.
Потому что газету, как и меня, интересует судьба города, судьбы калининградцев. Мне кажется, что тот материал, который в ней подаётся, абсолютно доступный, читаемый и хорошо воспринимаемый.
Лично мне «Гражданин» нравится, каждую неделю он у меня на столе. Иногда, в круговерти, можно упустить какое-либо событие, не заметить его, и узнать о нём именно из нашей газеты.
А вторая часть «Гражданина» — это нормативные акты, которые, безусловно, должны доводиться до горожан.
Газеты все разные, выполняют разную функцию, а у нашей задача — информировать калининградцев о том, что происходит в городе, и о том, как работает наша власть, причём информировать объективно.
Я желаю газете успехов, дальнейшего развития и благодарных заинтересованных читателей.
Светлана Борисовна, Вы, по сути, всю свою жизнь работаете в муниципалитете...
С.М.: - С 1984-го, 33-й год пошёл. Пришла работать в горисполком, можно сказать, со школьной скамьи, секретарём-машинисткой. Параллельно училась на вечернем отделении Калининградского технического института.
Поэтому многое и многие на вашей памяти. С каким градоначальником начинали?
С.М.: - С Виктором Васильевичем Денисовым. Тогда по роду своей деятельности мне приходилось работать с приёмными и, конечно, мы с ним общались. Он был приветлив со всеми сотрудниками.
В начале 90-х что оказалось самым трудным в работе финансового отдела горисполкома?
С.М.: - Переход на единый бюджет. Это было новое и очень сложное дело, даже так скажу: революционное преобразование.
В то время руководила городским финансовым органом Раиса Ильинична Заремба, и она взяла на себя большую ответственность за воплощение такого решения.
Суть его в том, что если раньше каждый район от отчисления налогов с предприятий, находящихся на его территории, и из других источников формировал свой бюджет и, соответственно, распределял свои расходы, то сейчас районы лишались своих бюджетов.
Отныне все средства консолидировались в едином городском бюджете. Это давало возможность не распылять деньги на местечковые нужды, а сосредотачиваться на определённых задачах. Более глобальных и значимых для Калининграда.
Это было требованием времени. И, насколько я помню, Калининград пошёл по этому пути первым. Потом такую же схему приняли и другие областные центры России.
С.М.: - Да, не все муниципалитеты оказались готовыми к принятию революционного решения. Ведь оно меняло и мышление. Многие понимали, что концентрация бюджета влечёт за собой и централизацию управления.
Но, тем не менее, со временем все города пришли к выводу: политика и стратегические решения должны разрабатываться на уровне городской администрации. А «районы» должны проводить политику, выработанную в городе. И это правильно.
Я с содроганием вспоминаю 1993-1994 годы, планёрки тогдашнего мэра Виталия Шипова, где говорили: «В городе мазута осталось на два дня, угля — на три дня... Что делать? Город замёрзнет!» В итоге и деньги и тот же уголь находились в последнюю секунду, каким-то чудом...
С.М.: - Действительно, отчёты на тех планёрках воспринимались как сводки с фронта — короткие, чёткие. Потому что время было тяжёлое. И для страны в том числе.
От нас, от специалистов мэрии, горожане ждали предложений, каких-то решений, которые позволяли бы удерживать жизнедеятельность города хотя бы в нормативном режиме.
Мы изыскивали всевозможные средства, даже брали иностранный кредит. Все ресурсы концентрировались на текущем содержании городского хозяйства, социальной сферы.
Тогда у города имелась ещё большая сеть больниц и поликлиник. А это значит, что необходимо было продолжать приобретать медикаменты, продолжать лечить тех больных, которые находились на стационарном лечении.
И мы прошли этот очень тяжёлый период, я считаю, без потерь.
Тогда примерно раз в полгода объявляли, что мэрия заминирована и всех эвакуировали из здания. Помните?
С.М.: - Это не связано с проявлениями протестных настроений. Ведь и в школы такие сообщения поступали. Тут, скорее, своеобразное выражение демократии, свободы. Ведь раньше мы о таких вещах не слышали, а тут в новинку.
В 90-х мало выходило решений горсовета и постановлений администрации — максимум на 4 газетных страницы. Сейчас и до 100 страниц набирается. И с каждым годом процентов на 10-15 эта нормотворческая база увеличивается. О чём это говорит?
С.М.: - Примерно до 1995-года сохранялась определённая вертикаль власти. Законы, указы, приказы, инструкции — писались в Москве.
А в конце 90-х — начале 2000-х появились Бюджетный кодекс, 131-й ФЗ, который закрепил за органами местного самоуправления (ОМС) все полномочия по отношению к населению муниципалитета.
Обучение, лечение, уборка улиц, отопление, транспортное обеспечение, развитие территорий — всё вошло в компетенцию ОМС.
Поэтому и потребовались наши местные «законы».
Калининград в числе первых городов России принял Правила землепользования и застройки, Генеральный план развития. Это серьёзные и объёмные документы, куда периодически вносятся изменения, поправки. Ведь они же не догма и не высечены на камне… Просто идёт время и меняются его требования.
Так и появился большой пласт серьёзной нормотворческой работы, которая продолжается и будет ещё продолжаться по разным направлениям.
Я помню, что в 90-е газета испытывала дефицит тем. Не знаешь что и писать. О том, как у нас все плохо? И дети-бомжики на улицах, и зарплаты бюджетникам по полгода не выплачивались...
И только примерно в 2004-м я лично почувствовала, что город вместе со страной пробуждается. Стали появляться новые объекты. Мы раньше и не мечтали о детских садах. Да ещё с бассейнами…
С.М.: - Конечно, в 90-е нам важно было хотя бы сохранить то, что имели. И нам это удалось. Мы не распылили средства, не влезли в кредиты, которые могли в тот период взять и потом за них долго расплачиваться.
Вот вы говорите — бомжики на улицах были. Да, были. И из области приезжали, и у нас в городе такие имелись. Потому что родители искали работу или находились в депрессивном состоянии.
Наше управление соцзащиты проводило рейды и изымало детей с улиц, им в приютах оказывали помощь. (В городе было два таких приюта.) Слава Богу, это время прошло. И приюты исчезли.
Мы даже в такое сложное время не закрыли ни одного детского сада, принадлежащего муниципалитету, сохранили и сеть учреждений образования по внешкольной работе.
А потом стали появляться и детские сады с бассейнами, и школы с актовыми залами, оснащёнными лучше нашего Дома искусств.
Если смотреть с высоты прожитых лет, то какие решения в те годы лучше бы не принимать?...
С.М.: - По большому счёту, все они были правильными. Конечно, если углубиться и тонко начать их разбирать, можно было бы что-то подкорректировать, но важен результат - всё работало в городе. Вся социальная инфраструктура, жилищное хозяйство, за которое город отвечал и при мэре Виталии Шипове, а потом и при Юрии Савенко.
Несмотря на огромные трудности с наполнением бюджета, с начала 90-х бывший в то время мэром Виталий Шипов стал проводить фестивали. За что его и называли «фестивальным мэром», критиковали. Такое новшество — это правильно?
С.М.: - Знаете, и до сих пор каждый год ведётся дискуссия: нужен нам День города, как крупное масштабное мероприятие, или нет. Мне кажется, что нужен. Это и демонстрация достижений Калининграда, и объединение всех жителей. Люди приходят семьями, приводят детей, у всех хорошее настроение.
Но это, действительно, требует определённых бюджетных затрат. А вообще, поверьте, что такие мероприятия - нелёгкий труд, ведь тысячи людей собираются одновременно (к нам же приезжают и из области, а ещё и туристы).
Нужно ли было проводить фестивали в тот период, 20-25 лет назад? Здесь есть разные суждения. Но, как мне кажется, всегда надо сопоставлять цифры. Допустим, проведение Дня города сейчас обходится в 7 млн. За них мы садик не построим... А сколько тогда это мероприятие стоило?
У меня сейчас ощущение, что город развивается в геометрической прогрессии. Всё более бурно с каждым годом. То мы радовались: вот, у нас появилась площадь! А тут ещё дома строятся. И больше и ещё больше.
Разве мы могли представить, что так застроются Сельма, Балтрайон? Теперь же мы уже замахиваемся на ту часть, которая зовётся исторической, заповедной.
С.М.: - Мне хорошо помнится время, когда жителям Центрального и Октябрьского районов воду давали по часам и в ночное время. Она была плохого качества, но, главное, что её не было физически. Жители старались набирать в ванны, в тазики.
Мы провели реконструкцию водопроводной системы. И сейчас спроси у жителя Центрального района, который, может, там все 50 лет прожил, помнит ли он, как ночами запасался водой? То есть любое, даже яркое, событие уходит в историю, появляется что-то другое, ещё более яркое и значимое для человека.
Как долго строились у нас очистные! По субъективным и объективным причинам. Но их построили! И это стало новым подходом к очистке стоков, которые сбрасывались прежде в море.
Порадовались… А теперь мы уже на волне подготовки к чемпионату мира по футболу.
Сейчас возводятся большие объекты, реконструируются стадионы, Остров благоустраивается, причём серьёзными, масштабными темпами. Такое грандиозное строительство! Реконструируются исторические мосты с расширением пропускной способности.
А сколько мест отдыха появилось!
Кто раньше гулял у озера Поплавок? Ну, наверное, кто-нибудь вечерком там и сидел в зелени, в тени, что называется. А сейчас, посмотрите, какое благоустроенное место! Или вот взять Верхнее озеро. Там в любое время года, и даже в дождь, много посетителей. Гуляют, на велосипедах катаются, на скейтах, на роликах.
И парк «Юность», и набережная Трибуца преобразились. Я на эту набережную детей своих водила в поликлинику, и представить не могла, что через двадцать лет её реконструируют и она станет таким популярным местом притяжения людей.
Значит к нам пришли серьёзные федеральные деньги? Ведь на средства города навряд ли можно было бы столько всего построить.
С.М.: - Да, такие крупные объекты, безусловно, город за свои деньги бы не потянул.
Средства приходят потому, что мы уже долгое время участвуем в федеральной целевой программе - на каждый вложенный из городского бюджета рубль привлекаются, в среднем, около восьми рублей из бюджетов других уровней.
К примеру, взять ту же развязку на Сельме, которую построили с выездом на Советский проспект, на Окружную дорогу. Мы бы за городские деньги не решились к ней приступить ещё долгие годы. Она построена за федеральные и областные деньги. Город оплатил только проектирование.
Но я ещё всё-таки связываю успехи Калининграда за последние годы с тем, что в горсовет избирались предприниматели, люди, которые привыкли считать копейку.
С.М.: - Нам повезло, что минимум два созыва как в горсовете работают люди, которых можно назвать созидателями. Неважно, кто они по профессии, но они знают законодательство. Горсовет ведь не ликбез, не место, куда бы приходили и учились. Его заседание — это рассмотрение и принятие конкретных решений.
Да, депутаты обсуждали и проблемные вопросы, вызывающие споры, дискуссии. Как правило, такие вопросы откладывались, дорабатывались, дополнялись. И в итоге принимались конструктивные решения.
Сложно сейчас будет работать тем депутатам, которые далеки от законодательства, кто не пересекается с ним каждый день в силу своих повседневных обязанностей.
Я не помню такого, чтобы главы города так часто выезжали на объекты, мероприятия, как это делает нынешний глава Александр Ярошук. Каждый день у него по два-три выезда. Не доверяет замам?
С.М.: - Для него важно видеть самому, своими глазами, насколько правильно, качественно строится тот или иной объект. Поэтому на любые стройки — и которые возводятся на федеральные деньги, и на городские — он ездит лично.
Но, как мне кажется, для него ещё и важно выслушать тех калининградцев, которые живут вблизи от возводимого объекта. Ведь вы видите сами - ни один выезд не проходит, чтобы к Александру Георгиевичу не подходили люди и не задавали вопросы. И там, на местах, проходят фактически его мини-личные приёмы. Каждая просьба берётся на карандаш. Что очень помогает ему в работе.
А вообще у него есть правило: прежде чем принять решение, он проводит очень много консультаций. Собирает не только заместителей, но и специалистов по тем или иным направлениям.
И, конечно, хорошо, что на объектах бывают и журналисты, которые видят, как они строятся, как докладывают главе о ходе работ, как глава спрашивает со своих подчинённых за нерешённые вопросы горожан.
Эти выезды - и контроль за деятельностью городской администрации и общение с населением. Вот такое новшество он привнёс в нашу практику.