Раскинем карты?

Полиция предупреждает: в Калининграде активизировались телефонные мошенники. Заявления от потерпевших поступают пачками, похищенные суммы – зашкаливают

Алина СИНАЛИЦКАЯ

На минувшей неделе облапошили генерального директора фирмы, кроме того, специалиста по безопасности одной из организаций и ещё продавца-консультанта (самому старшему 31 год). Улов мошенников составил 494 тысячи рублей.

Следом ещё одна калининградка лишилась 500 тысяч…

Полиция разыскивает подозреваемых, а гражданам напоминает: «Проще не допустить кражи ваших денег, чем добиться возвращения украденного».

Хоть за семью замками

Главная причина процветания телефонных жуликов — в нас самих. Мы не верим, что нас так легко обокрасть.

30-03.jpg

На тёмной улице, когда к горлу приставили нож — это другое дело. Но у себя дома, за тремя замками!.. Невозможно.

Вот свежий пример. 15 мая журналист «Гражданина» ответила на звонок с неизвестного московского номера 84996433544.

Некто Николай, представившись сотрудником службы безопасности «Сбербанка», поинтересовался:

- Вы меняете телефонный номер в базе нашего банка?

- Нет...

- Значит, это мошенники! - «обеспокоился» собеседник. - Вы не сможете пользоваться счетами и картами. Всё заблокируется.

- Хорошо, блокируйте, - уже догадавшись, что звонок не из банка, согласилась журналист, пытаясь успокоиться (сердце заколотилось, когда осознала, что её пытаются грабить).

А жулик продолжал: нужно пройти верификацию (подтвердить свою личность). Либо назвать последние цифры банковской карты, либо...

Второй вариант она не расслышала из-за помех: связь частично пропадала, «спаситель» квакал, глотал слова, на заднем плане что-то урчало. (Кстати, это один из признаков мошенников. Операторов банка слышно хорошо.)

Не разоблачая прохвоста, наоборот, даже поблагодарив за «предупреждение», потенциальная жертва сказала, что находится в трёх шагах от отделения банка, сейчас зайдёт и всё выяснит сама.

- Ни в одном региональном отделении вам не помогут! - встрепенулся пройдоха, видя, что женщина обходит его сети.

Но она уже набирала номер «Сбербанка», который предусмотрительно заранее забила в телефон.

Утром деньги. Стулья - никогда

Самые распространённые приёмы телефонных воров.

- «Кто-то прямо сейчас снимает средства с вашей карты! Скажите нам её данные и мы их спасём. (Читать - «заберём».)

- «Рефинансируем кредит», - обещают другие. Мол, в связи с эпидемией коронавируса снижаются процентные ставки. Только сначала переведите небольшую комиссию. Обычно просят немного — тысяч до пяти.

- «Вы выиграли в лотерею!»

«Дочка часто присылает мне посылки, - рассказывает Зинаида Степановна, 82 года. – Однажды мне позвонили и сказали, что я, постоянный и любимый клиент фирмы по доставке, в их лотерею выиграла 450 тысяч рублей. Продиктовали номер, на который должна позвонить, чтобы зарегистрироваться для получения. И тут сын отобрал у меня телефон, а они, услышав молодой голос, бросили трубку. А если бы сына дома не было?..

- «Вам не доставили покупку через интернет? Мы вернём деньги на карту. Диктуйте данные!»

И 43-летняя калининградка (товар оплатила, но не дождалась), лишилась ещё 86 тысяч рублей. То есть, всех своих сбережений.

- «Предлагаем кредит под 3 процента!»

- «Подключим услугу по возврату части средств от покупок (кэш-бэк)».

- «Установим на смартфон программу безопасности». На самом деле — программу удалённого доступа к телефону (преступники смогут получать все коды).

- Ещё мошенники дают объявления, что продают вещи по низким ценам, получают переводы предоплаты и пропадают... Об этом рассказали гражданин, который хотел купить игровую приставку для внука, а ещё 27-летняя женщина (она перевела деньги за беговую дорожку - 20 тысяч).

А вот история одной женщины, которая пыталась продать диван.

«По объявлению позвонил мужчина, - говорит сорокапятилетняя Валерия, учительница. - Сказал, что деньги переведёт сейчас, а диван заберёт на следующий день. Я продиктовала номер карты. Он велел ждать код подтверждения о переводе. Код не пришёл. Через какое-то время он перезванивает и говорит: «Карта не подходит» и велит диктовать номер другой карты. Я диктую, а сама думаю: «Как карта может не подходить?..» И почему надо сообщать ему код, который выслали мне?.. «Вы — жулик!» - сказала я и повесила трубку. Он ещё трижды перезванивал и крыл меня матом. Расстроился... А ведь я почти попалась!»

Валерии повезло, а вот мужчину, продававшего стол, так обчистили на 15 тысяч рублей.

ПФР предостерегает

В период самоизоляции интернет наводнили сайты фальшивых организаций, которые якобы помогут получить выплаты семьям с детьми.

Выплаты действительно полагаются по указу президента, но заявление можно подать только в клиентскую службу ПФР, на его сайт pfrf.ru или через «Госуслуги» - gosuslugi.ru и ещё через МФЦ.

При этом указывается номер счёта, а не банковской карты.

У тех, кто попался на удочку, выудили сначала сведения по картам, персональные данные, логины и пароли, а затем — деньги.

P.S. Любой телефон можно проверить в интернете. Например, о номере, с которого звонили нашему журналисту, отзывы чёткие: мошенники, аферисты.

Как распознать мошенника:

1. Звонят с московских номеров, начинающихся с цифр «495» и «499».

2. Связь плохого качества.

3. Представляются сотрудниками службы безопасности банка (могут даже включать музыкальные заставки, имитируя ожидание ответа).

4. Речь перенасыщена банковскими терминами.

5. Любыми способами пытаются узнать номер карты, срок её действия, защитный код с обратной стороны, а также коды подтверждения финансовых операций из СМС.


Комент