Переход = пеший ход
Каждый участник дорожного движения — водитель, пешеход или пассажир — рискует на дороге. Самая уязвимая группа — пешеходы. Для их безопасности рисуют широкие бело-жёлтые полосы «зебры», они имеют преимущество на переходах. Но люди продолжают попадать под колёса
Алина СИНАЛИЦКАЯ
29 января этого года на улице Карла Маркса «Тойота» сбила 10-летнего мальчика. А утром 14 февраля на Аллее смелых водитель «Сузуки» совершил наезд на женщину. Оба инцидента произошли на нерегулируемых переходах. Пострадавшие попали в больницу.
Но и наличие светофора не спасает. Рано утром 31 января на регулируемом переходе через Ленинский проспект водитель «Шевроле» сбил женщину.
Самые безопасные переходы, конечно, под или над землёй. Но в Калининграде их только два: действующий подземный от «Плазы» к Дому Советов и строящийся по Московскому проспекту, 373, на выезде из города.
![]() |
«Лексус» разбился всмятку о световую опору
на Московском проспекте. Страшно подумать, если бы на месте опоры оказался пешеход... |
Зелёный — не гарантия
За прошлый год 6387 водителей было оштрафовано за то, что они не пропустили пешеходов. С начала этого года таковых в Калининграде набралось 705 человек. (Ст. 12.18 Кодекса об Административных правонарушениях предусматривает штраф в 1500-2500 рублей.)
«Приближаясь к нерегулируемому переходу водитель обязан уступить дорогу пешеходам, - напоминает Елена Леухина, инспектор ДПС отделения ГИБДД УМВД России по Калининграду. - Если автомобиль впереди уже снизил скорость или остановился, остальные обязаны сделать так же».
Но практика далека от теории. Даже зелёный свет светофора не гарантирует безопасности.
Почему гибнут?
Есть три психологических момента, которые приводят к гибели человека на пешеходном переходе.
1. Для человека на улице безопасность вторична. На первый план выходит эффективность: не опоздать на работу или в садик за ребёнком, побыстрее добраться, чтобы не замёрзнуть, сократить путь.
2. Есть пешеходы, и их значительное число, которые никогда не были за рулём. Они уверены, что водители их всегда видят (даже в снег, дождь или туман), что за руль садятся только профессионалы и только при хорошем самочувствии. И поэтому они вовремя затормозят.
3. ПДД отдают приоритет на переходе пешеходу. Значит, он ничего никому не обязан, переходя дорогу.
Пешеходы тоже обязаны
Их обязанности прописаны в разделе 4 Правил дорожного движения.
Пункт 4.3 ПДД гласит. что пешеход обязан переходить дорогу по переходу, а если его нет – на перекрёстке по линии тротуара. Если и перекрёстка нет в зоне видимости - под прямым углом к краю проезжей части на участке, где нет разделительной полосы и ограждений.
В пункте 4.5 сказано, что если переход нерегулируемый, пешеходы могут выходить на проезжую часть только убедившись, что это не опасно - оценив скорость подъезжающих машин и расстояние до них.
Не должны создавать помехи для движения и выходить из-за предметов, которые ограничивают обзор водителям.
Согласно п.4.6 пешеход на проезжей части не должен задерживаться, останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности. Не успев перейти, должен остаться на островке безопасности. (В Калининграде таких немного, поэтому стоять нужно на линии, разделяющей транспортные потоки, ровно посередине дороги.)
А ещё — даже на переходе пропускать машины скорой, полиции, МЧС, пожарных и т.п., если у них включены проблесковый маячок и сирена.
Главное правило - вежливость
Госавтоинспекция Калининграда призывает водителей и пешеходов быть не только внимательными на дорогах, но взаимно вежливыми.
Вместе со школьниками города инспекторы, к примеру, проводят акцию «Образцовый пешеход». Сначала в школе с ребятами изучают правила поведения на дороге, устраивают викторины, а затем раздают памятки, которые изготовили сами дети и пешеходам и водителям. Недавно такие мероприятия провели с ребятами из школ №№50, 31 и 22. А напоминания о правилах поведения раздавали на Пролетарской, где расположены детские садики 101 и 105, а также школа №31.
Никаких колёс!
Сразу два происшествия на переходе произошли в августе прошлого года с велосипедистами.
На проспекте Мира девушка за рулём «Фольксвагена» сбила мальчика восьми лет. А у здания УМВД на Советском проспекте «Тойота», которой управлял начальник уголовного розыска области, наехала на молодого человека.
К счастью, пострадала только техника, в больницу никто не попал.
Но винить потерпевшим некого: оба пересекали пешеходный переход верхом на велосипеде, а не спешившись, как предписывают Правила дорожного движения. (Пешеходным переходом могут пользоваться только пешеходы!)
Велосипедистам, которые нарушают это правило, стоит готовиться к штрафу в 800 рублей (ст. 12.29 КоАП).
Кстати, грозит он и водителям, которые припарковывают свои машины на «зебре» - 1000 рублей (ст. 12.19 КоАП). Таких немало: в январе-феврале этого года оштрафовали 781 водителя, а в прошлом году — 5655.
В 2017 году в Калининграде зарегистрировано 346 наездов на пешеходов: 18 из них погибли, 341 человек получил травмы.
Половина наездов (171) произошла на пешеходных переходах (116 на нерегулируемых — это почти 68%).
В 229 случаях — по вине водителя.
В этом году за январь-февраль уже пострадали 49 пешеходов. Погибших нет.